Балету «Яг-Морт» исполнилось 60 лет

Знаменитый первый национальный балет Якова Перепелицы «Яг-Морт» («Лесной человек») был поставлен Театром оперы и балета Республики Коми 18 августа 1961 года. «Яг-Морт», созданный композитором Яковом Перепелицей и либреттистом Геннадием Тренёвым 60 лет назад,  стал творческой визитной карточкой театра, вехой в развитии музыкально-театрального искусства республики. Балет отличают своеобразный, таинственный сюжет, образно-выразительная музыка Якова Перепелицы, естественные и напевные мелодии, подкупающие своей самобытностью и искренностью, яркий национальный колорит и гармоничное сочетание народного танца и классического хореографического рисунка. Балет, основанный на коми-преданиях, рассказывает о торжестве человеческого разума над темными силами. Чары Яг-Морта оказываются бессильными против любви, дружбы и верности.

Первый постановщик балета – заслуженный артист Коми АССР Григорий Ваховский насытил спектакль ярким этнографическим материалом, были введены массовые сцены, изображающие игры оленеводов и рыбаков.  Его привлекала сказочность сюжета, драматизм происходящих событий.

Вторая постановка балета принадлежит заслуженному деятелю искусств Коми АССР Людмиле Бордзиловской в 1970 году. Постановщик сохранила особенности национального быта, сольные и массовые танцы были созданы уже с использованием классической хореографии.

В 1977 году балет «Яг-Морт» вновь поставил главный балетмейстер театра Леонид Флегматов. Балет получил новое сценическое оформление. Спектакль отличался красочностью, действенностью, динамичностью; стал напряжённым танцевальным действом. Постановка  Леонид Флегматова была постоянной в репертуаре до середины 1990-х годов.  В 1981 году «Яг-Морт» был отмечен в отечественной энциклопедии «Балет», изданной в Москве.

Премьера четвёртой редакции «Яг-Морта» в постановке заслуженного деятеля искусств Коми АССР Бориса Мягкова состоялась 24 апреля 2006 года в рамках фестиваля «Сыктывкарса тулыс». Новые необычные костюмы и декорации, созданные Юрием Самодуровым, позволили открыть балет с новой стороны – прекрасной музыкальной сказки, яркой и хореографически непростой с завораживающим сюжетом. Балет  получился современным, при этом хореограф уделил особое внимание сохранению самобытности и национального духа. В 2012 году спектакль стал Лауреатом премии Правительства Республики Коми.

В 2021 году пятую редакцию «Яг-Морта» представил финно-угорский хореограф Александр Рюнтю. В спектакле изменяется полюс основного конфликта «человек и лес», образы ключевых персонажей. Яг-Морт – это не злобное лесное чудище, а олицетворение самого леса. Его образ  становится многогранным, сложным, притягательным. В «Яг-Морте»  в лучших традициях романтического балета сталкивается два мира – земной, человеческий и «потусторонний» – мир леса.

Особое внимание в балете уделяется  визуальному ряду, используются современные театральные технологии. Чтобы показать красоту коми природы, в спектакль введены разные времена года, и зритель  путешествует из зимы в лето. В новой редакции балета раскрыты все купюры музыкальной партитуры и отменены все многочисленные изменения, которые претерпела музыка за долгую жизнь спектакля. Структура сцен в соответствие с историческим оригиналом и замыслом композитора.  Дирижером-постановщиком Романом Денисовым проведена  большая работа по восстановлению  и аранжировке партитуры.

Философская концепция балета, свежий взгляд, столкновение вечных общечеловеческих проблем добра и зла, всепобеждающая сила любви, борьба с завистью и предательством, яркость, музыкальность, танцевальность и зрелищность балета «Яг-Морт» позволяют ему оставаться современным, популярным и востребованным зрителем и сегодня, и в будущем.