Дневник фестиваля. Светлая, живая, искренняя. «Травиата» на «Сыктывкарса тулыс».

XXXIV Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» им. народной артистки РФ И. П. Бобраковой подарил зрителям очередной незабываемый вечер, наполненный живыми эмоциями, прекрасными голосами и чудесной музыкой.

18 апреля на сцене Академического театра оперы и балета Республики Коми прошла одна из самых трогательных и сентиментальных опер о несчастной любви, силе духа, благородстве и самопожертвовании. Великая «Травиата» Джузеппе Верди сумела поразить сыктывкарского зрителя подлинно трагедийным накалом страстей. Четвертый фестивальный вечер порадовал поклонников оперного искусства мощным составом исполнителей: их удивительно выразительной игрой и богатством голосов; пронзительностью, живостью эмоционально-говорящей музыки, рождённой под уверенным и тонким руководством главного дирижёра Ростовского академического симфонического оркестра Антона Шабурова.

В какой бы раз не звучала эта опера, она всегда свежа и трогательна. Благородство в «Травиате» – ключевое слово, без него это были бы не «Травиата» и не Верди. Благородны поступки Виолетты: она жертвует всем ради любви и блага семьи любимого человека, потом прощает их за причиненные страдания, ускорившие ее смерть. Благороден Жорж Жермон, оценивший силу чувств и преданность Виолетты: он держит слово, рассказывает правду сыну и приезжает вместе с ним к Виолетте просить прощения. Благороден и любящий Альфред, несмотря на свои ревнивые выходки, – он в силу молодости импульсивен и горяч.

Современники, жившие в одну эпоху с композитором, неоднократно подчеркивали: «Если музыка Беллини трогает душу, сочинения Доницетти волнуют сердце, а оперы Россини ласкают слух, то музыка Верди потрясает все наше существо». В опере Верди царит музыкальная правда, заострены конфликты, на первом месте стоят подлинность и глубина чувств. Слова рождаются от невозможности молчать, звук оркестра и солистов тонко сплетен с внутренними переживаниями. История, разыгрываемая на сцене, оказывается щемяще пронзительной, светлой, живой, искренней, волнующей.

Партию Альфреда в этот вечер исполнил солист Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, тенор Чингис Аюшеев. Безукоризненная техника и харизма сделали артиста желанным гостем не только в нашей стране. География его выступлений обширна. За культурный вклад и популяризацию оперной музыки Чингису Аюшееву было присуждено звание народного артиста Республики Бурятия. Почётный деятель искусств города Москвы, лауреат международных конкурсов, номинант Национальной театральной премии «Золотая маска». С партией Альфреда Чингис Аюшеев участвовал в гастролях Театра оперы и балета Республики Коми в Великобритании. Неоднократно выступал на фестивале «Сыктывкарса тулыс». Альфред Чингиса Аюшеева пылко и чутко ведёт лирические пассажи, чередуя спокойствие с рьяностью. Роль детально проработана: в ней видна динамика развития персонажа, чувствуется сложная психология, отражающаяся и в мимике, и в жестах. 

Даже если человек не искушен в искусстве оперного пения и не знает, что такое фиоритуры, глиссандо и высокие ноты, он все равно замирает при их звучании в исполнении мастеров такого уровня, как солистка Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Евгения Афанасьева (Виолетта) и солист Академического театра оперы и балета Республики Коми Андрей Ковалёв (Жермон). 

Евгения Афанасьева – редкий пример оперной певицы, которая обладает недюжинным талантом драматической актрисы. Помимо вокально-технической вооруженности, у неё еще и невероятно красивый, светлый, небесно-чистый тембр. В сложнейшей партии Виолетты голос Евгении Афанасьевой свободно лился, искрился в виртуозных пассажах, легко переходил от форте к пиано, великолепно звучал на высочайших верхних нотах, создавая богатую гамму переживаний героини. От сочувствия такой Виолетте душа плакала кровавыми слезами.

Жорж Жермон Андрея Ковалёва – умный человек, живущий в рамках условностей, при этом способный сочувствовать и поступать по справедливости. В его интонациях – и терпеливая увещевательность, и легкое раздражение, и зарождающееся сочувствие, и благодарность. В других сценах мы уже видим гнев, раскаяние, горечь, сожаление. Теплое звучание выразительного баритона, умение вживаться в роль, когда стирается грань между игрой и жизнью, тонкий психологизм роли делают старшего Жермона чрезвычайно обаятельным персонажем, которого хочется видеть и слышать снова и снова. Именно он придает всей истории особую глубину и превращает мелодраматический сюжет в трагический: от роскошных диалогов второго акта до высокого по качеству исполнения и самоотдаче финала оперы.

Были очень выразительны в музыкальном и сценическом отношениях Михаил Ярмольский (Гастон), Игорь Земской (Барон), Николай Глебов (Маркиз) и Юрий Баянбаев (Доктор). Конечно же, нельзя оставить без внимания прекрасные работы Валерии Яремчук (Флора) и Дарьи Гапоновой (Аннина). Великолепно звучал хор театра (главный хормейстер – Ольга Рочева). В целом, это было серьезное погружение в роли, настоящее служение образам, так необходимое для глубокого понимания внутреннего смысла бессмертной «Травиаты».

Проникновенно играл оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижёра Ростовского академического симфонического оркестра Антона Шабурова. Вдумчивый музыкант, перфекционист в работе, постоянно стремящийся к совершенству. Особое удовольствие наблюдать не только за вдохновенной работой маэстро на спектаклях, но и на репетициях. Он точен в высказываниях, энергичен, творчески заряжен, иногда строг, но всегда доброжелателен к каждому музыканту. Когда маэстро стоит за дирижерским пультом – это жизнь, наполненная поисками, волнениями, открытиями и творческими подвигами. 

Великая музыка захватывала и рождала массу эмоций, как и положено прекрасной опере Верди. Не зря многие считают её неким мерилом способности человека чувствовать прекрасное: она либо сразу завоюет сердце, либо навсегда оставит его равнодушным. 

Анна Ашихмина.