Дневник фестиваля. Испанская феерия «Сыктывкарской весны»

В Сыктывкаре продолжается XXXIV Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» им. народной артистки РФ И. П. Бобраковой. Третий по счёту праздничный вечер подарил зрителям возможность окунуться в импульсивный, искрящийся, солнечный мир колоритной жаркой Испании.

– Кажется, это носится сама Радость и скачет само Веселье, – так известный писатель Мигель де Сервантес отзывался о темпераментных испанских танцах. Этими же словами можно вкратце описать балет «Дон Кихот», созданный по мотивам его знаменитого романа.

Торжество блистательного мастерства, страсти и свободы развернулось 16 апреля на сцене Академического театра оперы и балета Республики Коми. Балет Людвига Минкуса «Дон Кихот» в великолепной версии Мариуса Петипа – необыкновенная хореографическая феерия, повествующая о подвигах во имя добра и справедливости странствующего рыцаря «печального образа».

Дневник фестиваля. Испанская феерия «Сыктывкарской весны», изображение №1

С первых же тактов балет ворвался на сцену волной энергии и танцевальной выразительности. Глаза артистов горели азартом, каждая партия стала отдельной историей, ярким рисунком, убедительным развитием характера. Кажется, в этот вечер все участники спектакля испытывали искреннюю радость от танца и движения – будь то виртуозные пируэты, высокие поддержки, искусные прыжки или просто взмах руки.

Главные партии исполнили приглашённые звёзды Большого театра, блистательные Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов. Также в спектакле приняли участие артисты балетной труппы Академического театра оперы и балета Коми и очаровательные маленькие «звездочки» Детской студии классического балета при театре. В партии тореадора Эспады вышел сам главный балетмейстер сыктывкарского театра Андрей Меркурьев. За дирижерским пультом в этот вечер царил главный дирижер Московского государственного академического театра оперетты, приглашенный дирижер Большого театра, участник ХХХ и XXXII фестивалей «Сыктывкарса тулыс», маэстро Константин Хватынец.

Дневник фестиваля. Испанская феерия «Сыктывкарской весны», изображение №3

«Дон Кихот» задумывался мэтрами как балет-впечатление, балет-эмоция, в нем много пульсирующей праздничной толпы, веселого характерного танца, искусных прыжков, урагана туров и ловких уместных трюков. Опытный капельмейстер Людвиг Минкус был отличным знатоком балетного ремесла. Его искрящаяся, как шампанское, музыка радовала слух и заставляла пускаться в пляс. Обожающий испанские танцы Мариус Петипа с легкостью подхватил это настроение: музыкальную жизнерадостность Минкуса он выразил в зажигательных ансамблевых танцах, с кастаньетами, веерами, юбками в горох, розами и гребнями в женских прическах. Пейнеты, кружева, мулеты, корсажи, мантильи, болеро… Ах, сколько красивых испанских слов сразу завертелось в голове!

Фонтанирующее веселье, дерзкое нарушение канонов, импульсивный темперамент и запредельно сложная техника сделали «Дон Кихот» (к слову, наша постановка – Лауреат VIII театрального конкурса им. С. Ермолина в номинации «Лучший спектакль») настоящим гимном жизни, радости и любви. По словам зрителей, «спектакль пролетел молниеносно, на одном дыхании».

Дневник фестиваля. Испанская феерия «Сыктывкарской весны», изображение №5

Соединяя в единое действо темпераментные виртуозные танцы молодых влюбленных Китри и Базиля, эффектного тореадора Эспады, его друзей-матадоров, уличных танцовщиц и подружек главной героини, цыганок и цыган, а также дриад, амурчиков и других чудесных обитательниц дивного сада царства Морфея, калейдоскоп эпизодов неизбежно увлекал зрителей в свой бушующий водоворот. Нарастающая энергия балета логично переходила в магнетическое гран па последнего акта с захватывающими дух вариациями па-де-де Китри и Базиля.

Китри – прима-балерина Государственного академического Большого театра России, народная артистка России, народная артистка Республики Северная Осетия-Алания, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Екатерина Крысанова. Героиня Екатерины Крысановой умеет и флиртовать, и хитрить, и быть верной возлюбленному. В ней уживаются строптивый нрав и хрупкость, кокетство и простодушие, какой-то немыслимый сплав детской наивности и женского простительного коварства – коктейль, который с лёгкостью кружит голову мужчинам.

Дневник фестиваля. Испанская феерия «Сыктывкарской весны», изображение №6

Базиль – премьер Государственного академического Большого театра России, Заслуженный артист России, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Владислав Лантратов. Его Базиль – не романтический принц, а озорной влюбленный, со страстью в глазах и прыжке. Виртуозный танцовщик, надежный и сильный партнер в верхних поддержках на одной руке, Владислав Лантратов продемонстрировал, как в одном образе можно совместить глубокую проработку характера героя и техничность исполнения партии.

Пылкий, увлеченный Базиль был готов на любые подвиги ради Китри, даже на мнимое самоубийство. Притворяясь мертвым, он продолжал обнимать любимую и тянуться к ней за очередным поцелуем. Не сомневаюсь, если бы была учреждена премия за самую обаятельную и обезоруживающую улыбку, Владислав Лантратов получил бы её первый.

Дневник фестиваля. Испанская феерия «Сыктывкарской весны», изображение №7

Дуэт Екатерины Крысановой и Владислава Лантратова гарантирует, что на сцене можно не только увидеть эффектную, эмоционально насыщенную историю, но и насладиться поразительными поддержками, вращениями, дорожками шагов, необычайным мастерством в исполнении сложнейших адажио и вариаций.

Выхода тореадоров зрители ждали с особым трепетом: очень непросто сочетать технически сложные партии и при этом демонстрировать жгучий испанский темперамент.

Шквал аплодисментов сорвал Эспада (главный балетмейстер нашего театра, заслуженный артист России, заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат «Золотой маски» Андрей Меркурьев): четкий рисунок танца, выверенные движения испанского тореадора, гордость и страсть.

Дневник фестиваля. Испанская феерия «Сыктывкарской весны», изображение №8

Дон Кихот, в образе которого впервые вышел премьер нашего театра Роман Миронов, предстал перед зрителями витающим в облаках благородным мечтателем и чудаком, который, упорно следуя своей идее, добивается поставленных целей, воплощая мечту в жизнь.

Рыцаря, готового сразиться с любыми чудовищами, лишь бы спасти привидевшуюся ему Дульсинею, оттенял образ забавного оруженосца Санчо Пансы (Денис Мухаметов). Дуэт смотрелся очень органично. Сцены, где появлялись эти персонажи, вызывали добрый смех в зале: нельзя высокие идеалы принимать настолько близко к сердцу, но и заботиться только о том, как набить живот, – не лучше.

Дневник фестиваля. Испанская феерия «Сыктывкарской весны», изображение №9

Сцена сна Дон Кихота – невероятное по красоте, нежности и сказочности зрелище. Амурчик в исполнении Виктории Клинцовой был лёгок, невесом и упорен в своих амурных намерениях. Чистотой классического танца блеснула Наталия Балыкина в партии Повелительницы дриад, а дриады продемонстрировали не только свою волшебную сущность, но и красоту поз, элегантность и синхронность танца.

Дневник фестиваля. Испанская феерия «Сыктывкарской весны», изображение №10

В неуклюжего, нерасторопного сноба Гамаша перевоплотился Владислав Гусев, в Трактирщика – Михаил Сергиенко. Впервые в партии Лоренцо вышел премьер театра Ринат Бикмухаметов: его исполнение было наполнено юмором и жизненной энергией. Огня добавили Валерия Загайнова (Цыганка) и Артём Дудин (Цыган).

Анна Ткаченко (Уличная танцовщица) демонстрировала мастерство в детальных движениях в одной из самых непростых и эффектных вариаций балета. Екатерина Игнатова, сыгравшая Мерседес, поразила удивительной гибкостью, а пластичные, воздушные Татьяна Бикмухаметова и Анастасия Лебедик достоверно передали характеры веселых подруг Китри.

Дневник фестиваля. Испанская феерия «Сыктывкарской весны», изображение №11

Стоявший в этот вечер за дирижерским пультом Константин Хватынец буквально купался и в музыке, и в танце, доведя звучание оркестра практически до совершенства.

Финал этого яркого праздничного спектакля шёл под непрерываемые аплодисменты полного зрительного зала. Особая колоритная атмосфера жаркой Испании, солнечные, жизнерадостные танцы, искрящаяся весельем музыка и тонкие комические номера сделали третий фестивальный вечер поистине незабываемым.

Анна Ашихмина.