Восточные сказки «Сыктывкарской весны». Дневник фестиваля

24 апреля в рамках XXXII Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса Тулыс»с аншлагом прошёл балет «Тысяча и одна ночь» – необыкновенная хореографическая феерия, излучающая волшебство и магию арабских сказок.

Спектакль продемонстрировал роскошь и красочность восточной культуры и был восторженно принят не только сыктывкарской публикой, но и почётными гостями фестиваля. Билеты раскупили задолго до спектакля.Одно из красивейших музыкальных произведений азербайджанского композитора Фикрета Амирова окунуло зрителей в импульсивный, яркий, чарующий мир танца. Мир, в котором обитают шейхи, джинны, визири, мудрецы, благородные юноши и девушки неземной красоты.

Эта восточная драгоценность не единственная в музыкальной сокровищнице Амирова. Он написал еще немало балетов, например, «Сказание о Насиме», «Покорители Каспия». Но именно балет «Тысяча и одна ночь» был отмечен Государственной премией СССР, став настоящей вершиной творчества композитора. И неудивительно, ведь, пожалуй, нет такого человека, которого бы не манила удивительная атмосфера, своеобразная красота и колорит таинственного Востока.

Завидная фантазия этого мудрого народа хранится в древних арабских и персидских сказках. К числу самых известных волшебных историй, дошедших до наших дней, относится цикл рассказов «Тысяча и одна ночь». Выдающийся памятник мировой литературы повествует о персидском царе Шахрияре и его жене по имени Шахерезада. Из тысячи сказок авторы балетного либретто выбрали первую и основную – «Рассказ о царе Шахрияре и его брате». Её повествование чередуется тремя самыми популярными сказками Шехерезады: «Синбад-мореход и птица Рухх», «Аладдин и волшебная лампа», «Али-Баба и сорок разбойников».

Картины этих сказочных историй одна за другой представали перед зрителем, окутывая своими волшебными чарами. Богатство арабской ритмики, переданное при помощи целого арсенала ударных, яркие костюмы, фантазийные декорации, колоритные образы – всё это с первых минут спектакля сразило своим великолепием и блеском.

Кроме того, балет порадовал не только внешним антуражем, но и глубокой, выразительной хореографией наших артистов. Восьмой фестивальный вечер украсили сразу восемь премьер. В партии Шахини впервые вышла Анна Ткаченко, в роли Девушки – Анастасия Лебедик, партию Синдбада исполнил Максим Ткаченко, Будур – Наталия Балыкина, Колдуна – Святослав Гусев и Марджаны – Мария Манакова. Премьерным стал спектакль и для дирижёра нашего театра Никона Родюкова. Одну из восточных мелодий балета, исполнив вокализ, впервые украсила солистка театраИране Ибрагимли.

Свои дивные сказки обманутому царю Шахрияру (Роман Миронов) в этот вечер рассказывала Шехерезада Наталья Супрун. В двух ипостасях – Раба и Алладина – появился Ринат Бикмухаметов. В роли Джинна выступил Юрий Баянбаев, в Али-бабу перевоплотился Артём Дудин, Атаманом стал Василий Куратов.

Мастерство танцовщиков дополнило выступление женского хора театра оперы и балета Республики Коми  (руководитель – заслуженный работник РК Ольга Рочева, хормейстер – Алла Швецова). Хор украсил «Интродукцию», становясь полноправным участником оркестрового вступления, а также яркий, полный драматизма отрывок «Плач и мольба женщин».