Андрей Меркурьев

Главный балетмейстер

Заслуженный артист России

Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания

Лауреат национальной театральной премии «Золотая маска»

Ведущий солист Большого театра России (2006-2016), солист Мариинского театра (2001-2006), педагог, балетмейстер, хореограф. Член жюри Национальной театральной премии «Золотая маска» (2015).

С 2020 года – главный балетмейстер Государственного театра оперы и балета Республики Коми

 

Постановки

2013
«Время, вперед!», Международный конкурс артистов балета и хореографов, Москва

2014
«Крик», Одесский национальный академический театр оперы и балета
«Живая реальность», Фестиваль современной хореографии «Диана Вишнева. Context», Москва
«Щелкунчик в стиле стимпанк», Театр С.А.Д. (хореограф)

2015
«Мелодия», Юбилейный вечер А. Пахмутовой, Москва
«Па де де Гала», Christmas Балет-гала, Москва

2016
«Последний разговор», фестиваль балета «Мариинский», Творческая мастерская молодых хореографов, Санкт-Петербург
«Плач», Мастерская молодых хореографов, Большой театр
«Просветленная ночь», Международный Дягилевский фестиваль, Пермь
«Диалог с собой», Международный конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет», Сочи
«Испанская сюита на тему “Кармен”», Москва
«Шекспир. Ночь», Театр С.А.Д. (хореограф)
«Вся жизнь впереди», Театр С.А.Д. (хореограф)
«Живые страницы», Театр Наций (хореограф)

2017
Вечер авторской хореографии «Андрей Меркурьев. Признание» (автор и художественный руководитель проекта)

2021
Вечер-дивертисмент «Видеть музыку, слышать танец», Государственный театр оперы и балета Республики Коми (режиссёр-постановщик и хореограф)
Опера П. И. Чайковского «Пиковая дама», Государственный театр оперы и балета Республики Коми (хореограф-постановщик)

2022
Балет Т. Кантелинена «Русалочка», Государственный театр оперы и балета Республики Коми (хореограф-постановщик), российская премьера
Оперетта И. Штрауса «Месть Летучей мыши», Государственный театр оперы и балета Республики Коми (хореограф-постановщик)

2023
Балет «Крик», Государственный академический театр оперы и балета Республики Коми (хореограф-постановщик), российская премьера
 

Биография

Родился в Сыктывкаре (республика Коми). В 1996 г. окончил Уфимское хореографическое училище (ныне Башкирский хореографический колледж им. Р. Нуреева). В 1996-97 гг. работал в составе труппы театра оперы и балета Республики Коми.

В 1997-2001 гг. был солистом балетной труппы Санкт-Петербургского государственного академического театра оперы и балета имени М.П. Мусоргского, где в его репертуар вошли партии:

Эспада, Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского)
Па де труа, испанский танец, Принц Зигфрид («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова)
Принц Щелкунчик («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Н. Боярчикова) Принц Дезире («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, с использованием материалов редакций Ф. Лопухова, К. Сергеева, П. Гусева)
Феб («Эсмеральда» Ц. Пуни, редакция Н. Боярчикова по мотивам хореографии Ж. Перро и М. Петипа)
Солор («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа)
Петр («Привал кавалерии» И. Армсгеймера, хореография М. Петипа)
Парис, Валентин («Фауст» на музыку Ш. Каллоша, хореография Н. Боярчикова)
Граф Альберт («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа)
Джеймс («Сильфида» Х. Левеншелля, хореография А. Бурнонвиля)

В 2001 г. перешел в труппу Мариинского государственного академического театра, где исполнил следующие партии:

Граф Альберт («Жизель»)
Эспада («Дон Кихот», хореография М. Петипа, А. Горского)
Петрушка («Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина)
Принц Дезире («Спящая красавица», реконструкция спектакля 1890 г.)
Вацлав («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, хореография Р. Захарова)
Меркуцио, Ромео («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского)
Заглавная партия («Блудный сын» С. Прокофьева, хореография Дж. Баланчина)
Солист («Вальс» М. Равеля, хореография Дж. Баланчина)
флегматик («Четыре темперамента» П. Хиндемита, хореография Дж. Баланчина)
Де Грие («Манон» на музыку Ж. Массне, хореография К. Макмиллана)
Хозе («Кармен» на музыку Ж. Бизе, хореография Р. Пети)
Юноша («Юноша и смерть» на музыку И.С. Баха, хореография Р. Пети)
Солист («Средний дуэт» на музыку Ю. Ханона, хореография А. Ратманского)
Принц («Золушка» С. Прокофьева, хореография А. Ратманского)
Солист (“Come in!” на музыку В. Мартынова, хореография К. Симонова)
Художник, Джек («Лулу. Сон антизвезды» на сборную музыку, хореография Дж. Пепарини)
Щелкунчик-принц («Щелкунчик», хореография К. Симонова)
Молодой Дроссельмейер («Волшебный орех» С. Слонимского, хореография Д. Пандурски)
Солист («Весна и осень»/ “Spring and Fall” на музыку А. Дворжака, хореография Дж. Ноймайера)
Солист («Тогда и теперь»/ “Now and Then” на музыку М. Равеля, хореография Дж. Ноймайера)
Солист («Там, где висят золотые вишни» на музыку Т. иллемса, хореография У. Форсайта)
Солист (“Steptext” на музыку И. аха, хореография У. Форсайта)
Солист (“Reverence” на музыку Г. Брайарса, хореография Д. Доусона)

Был партнером практически всех ведущих танцовщиц Мариинского театра.

В 2005 г. принимал участие в творческом вечере Светланы Захаровой в Большом — танцевал с ней «Средний дуэт».
В 2006 г. несколько раз выступил в Большом театре в партии Хозе в балете «Кармен-сюита». В сезоне 2006/07 уже был в составе труппы Большого театра. Дебют состоялся в партии Яна в балете «Болт» — с этого представления французская фирма Bel Air Media начала съемки данного балета.

Репетирует под руководством Виктора Барыкина. С начала сезона 2016-17 гг. работает по контракту.

Репертуар в Большом театре

2006
Ян («Болт» Д. Шостаковича, хореография А. Ратманского)
Хозе («Кармен-сюита» на музыку Ж. Бизе — Р. Щедрина, хореография А. Алонсо)
Мельник («Треуголка» М. де Фальи, хореография Л. Мясина)
Рыбак («Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа)
Па де де Чайковского (хореография Дж. Баланчина)
солист («Средний дуэт» на музыку Ю. Ханона, хореография А. Ратманского)
Петр («Светлый ручей» Д. Шостаковича, хореография А. Ратманского) — дебют состоялся на гастролях театра в Новосибирске

2007
Борис («Золотой век» Д. Шостаковича в постановке Ю. Григоровича)
Принц («Золушка» С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова) — дебют состоялся на гастролях театра в Вашингтоне
солист («В комнате наверху» Ф. Гласса, хореография Т. Тарп) — был в числе первых исполнителей этого балета в Большом театре
солист («Misericordes» на музыку А. Пярта в постановке К. Уилдона)
Тореадор («Дон Кихот», хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева)
Бирбанто («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки)
солист («Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера)
Граф Альберт («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

2008
Джеймс («Сильфида» Х.С. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Й. Кобборга)
Жером («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена)
Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева)
пара в желтом («Русские сезоны» на музыку Л. Десятникова в постановке А. Ратманского) — участник премьеры этого балета в Большом театре
Классический танцовщик («Светлый ручей» Д. Шостаковича, хореография А. Ратманского) — дебют состоялся на гастролях театра в Японии

2009
Учитель («Урок» Ж. Делерю в постановке Ф. Флиндта)
Тета/Хронос («Захарова суперигра» Э. Пальмьери в постановке Ф. Вентрильи) — первый исполнитель
Красс («Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича)

2010
Петрушка («Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина, новая хореографическая редакция С. Вихарева)
ведущая партия в «Рубинах» (II части балета «Драгоценности») на музыку И. Стравинского (хореография Дж. Баланчина)
Дроссельмейер («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича)

2011
Люсьен («Утраченные иллюзии» Л. Десятникова в постановке А. Ратманского)

2012
партия в балете «Remanso» (хореография Н. Дуато)
Студент («Анюта» на музыку В. Гаврилина, хореография В. Васильева)

2013
биде, пешеходы, вальс («Квартира», музыка Fleshquartet, постановка М. Эка)
Петр Леонтьевич («Анюта» на музыку В. Гаврилина, хореография В. Васильева)
Пепинелли («Марко Спада» на музыку Д. Ф. Э. Обера, хореография П. Лакотта по Ж. Мазилье)

2014
эмбрионы («Квартира»)
Месье Дюваль («Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена, хореография Дж. Ноймайера) — первый исполнитель в Большом театре
Печорин («Герой нашего времени» И. Демуцкого, часть «Княжна Мери», хореография Ю.Посохова, режиссер К. Серебренников)

2016
Злая фея Карабос («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, в редакции Ю.Григоровича)
партия в балете «Совсем недолго вместе» на музыку М. Рихтера и Л. ван Бетховена (хореография П. Лайтфута и С. Леон)

2018
Каренин («Анна Каренина»на музыку П. Чайковского, А. Шнитке, Кэта Стивенса/Юсуфа Ислама, хореография Дж. Ноймайера)

Участвовал в проектах Большого театра «Мастерская новой хореографии» — в 2006 г. выступил с Екатериной Крысановой в номере «+2» на музыку Г.Ф. Генделя в постановке Вячеслава Самодурова (Лондон), в 2008-м с ней же исполнил «Драматическую поэму», вошедшую в I отделение «Мастерской» — по мотивам «Скрябинианы» Касьяна Голейзовского.
В 2007 г. выступил в балете «Вываливающиеся старухи» на музыку Л. Десятникова (хореография А. Ратманского), показанном сначала на фестивале «Территория», а затем в рамках «Мастерской новой хореографии».

В 2011 г. учредил именную стипендию для лучших студентов Башкирского хореографического колледжа, в 2012-м — именной приз на Открытом международном конкурсе «Арабеск» — «За правду образа, эмоциональность и выразительность».

В 2014 г. попробовал себя в качестве хореографа, поставив балет «Крик» на музыку С. Упэна, Ж. Ванденбрука, Э. Меллека, Дж. Соллима, А. Торга, М. Рихтера, П. Васкса, Р. Вагнера по мотивам романа Александра Зиновьева «Иди на Голгофу» в Одесском национальном академическом театре оперы и балета.

В 2015 г. стал членом жюри Национальной театральной премии «Золотая маска».

 

Гастроли

Регулярно участвует в международных гала-концертах, в частности, выступал в концертных программах «Роберто Болле и его друзья», «Владимир Малахов и его друзья». Является одним из постоянных партнеров Светланы Захаровой, с которой много выступает за рубежом.
В концерте под эгидой Малахова (Япония, 2004 г.) выступал с Полиной Семионовой, исполнив па де де из «Спящей красавицы» и «Па де де Чайковского» (хореография Дж. Баланчина).
Снимался для традиционного венского новогоднего концерта (замок Эггенберг близ Граца, 2003 г., прямая трансляция по ТВ, хореография Б. Эйфмана).
2009 г. — с Чулпан Хаматовой выступил в спектакле «Бедная Лиза» на музыку Л. Десятникова (постановка А. Сигаловой). Премьера спектакля, вошедшего в репертуар Театра наций, состоялась на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда.
2011 г. — выступил в партии Базиля в балете «Дон Кихот» (редакция Р. Барры) с Баварским государственным балетом (Мюнхен, Китри — Екатерина Крысанова);
участвовал в мировой премьере номера «Объект перемен» на музыку Ф. Шуберта «Смерть и девушка» (часть II Andante con moto) в обработке для камерного оркестра Г.Малера (хореография П. Лайтфута и С. Леон), показанного в рамках программы «Диана Вишнева: Диалоги» на сцене Мариинского театра.
2012 г. — выступил в партии Эспады на премьере новой редакции балета «Дон Кихот» (редакция М. Мессерера) в Михайловском театре.
2013 г. — выступил в балете «Дон Кихот» (постановка Е. Хасяновой) с труппой Донецкого национального академического театра им. А.Б. Соловьяненко в рамках XX Международного фестиваля «Звезды мирового балета» (Донецк, партнерша — Екатерина Крысанова);
принял участие в Вечере хореографии Алексея Ратманского в Ла Скала («Русские сезоны», партнерша — Светлана Захарова).
2014 г. — выступил на I Транссибирском фестивале в Новосибирске (организатор Вадим Репин), исполнив со Светланой Захаровой номер «Крики вдали» на музыку Т. Альбинони (хореография Э. Льянга);
в программе Fringe/”На обочине” Эдинбургского фестиваля, исполнив номер «Log In/Log Out» на музыку М. Монк (хореография Сусаны Б. Уильямс) и фрагмент собственного балета «Крик» в рамках Показов международных хореографов/International Choreographers Showcase, постоянно проводимых С.Б. Уильямс и ее труппой Dance Forms Productions;
на сцене Московского театра Новая опера участвовал в мировой премьере балета «Fortuna vis Lucem»с труппой Московского государственного музыкального театра пластического балета «Новый балет» (хореография Ф. Вентрильи, партнерша — Анна Антоничева).

 

 

В программе с участием
6+
Золушка
30 Мар
Суббота 17:00
Балет
700–1400
160 мин.
12+
Крик
18 Май
Суббота 17:00
Балет
600–1200
105 мин.
0+
Подари мне детство
23 Май
Четверг 18:30
Балет
400–700
80 мин.