Опера «Тоска». Дневник фестиваля

Благородство и коварство, жестокость и самопожертвование, чистая любовь и всепоглощающая ненависть, яростный конфликт добра и зла, света и тьмы… Великая «Тоска» сумела поразить сыктывкарского зрителя подлинно трагедийным накалом страстей. Психологически сложный, драматический, музыкальный и сценический материал спектакля, состоявшегося накануне, 28 апреля – это блестящий результат работы всей постановочной группы.

По давней традиции заключительным аккордом «Сыктывкарса Тулыс» станет грандиозный гала-концерт, в этом году он пройдет 30 апреля. Однако именно «Тоска» итальянского композитора Джакомо Пуччини была выбрана организаторами как завершающее фестиваль цельное произведение.

Это, пожалуй, одна из самых удачных и ярких постановок главного режиссера театра оперы и балета РК Ильи Можайского. Спектакль производит неизгладимое впечатление и смотрится на одном дыхании. В основе сюжета лежат реальные события, происходившие в 1800 году во время вторжения Бонапарта в Италию. На этом фоне разыгрывается любовная драма художника и оперной певицы.

Фестивальный вечер порадовал поклонников оперного искусства мощнейшим составом исполнителей: их удивительно выразительной игрой и богатством голосов; пронзительностью, живостью эмоционально-говорящей музыки, рождённой под уверенным и тонким руководством маэстро Арифа Дадашева (МАМТ им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Москва).

Настоящим подарком для публики стало выступление в партии барона Скарпиа Евгения Поликанина (МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва). Певец, обладающий великолепной техникой, был невероятно харизматичен в роли зловещего шефа римской полиции. Он создал образ беспощадного, сладострастного циника; внешне утонченного человека, все мысли которого поглощены его собственным дьявольским планом. Зрители сумели насладиться тонкими вокально-драматическими деталями уже в роскошном финале первого акта. Знаменитый же монолог второго акта «Нет, мне больше по нраву» – жизненное кредо цинично-жестокого человека – был исполнен знаменитым солистом с отменной фразировкой, яркими акцентами и замечательной актёрской игрой. В дуэте с Тоской реплики Скарпиа становились то льстиво-вкрадчивыми, то мрачно-угрожающими.

Партию Флории Тоски исполнила известная гостья фестиваля, сопрано Елена Аюшеева (Москва). Поклонников вокального искусства восхитил её чарующий тёплый тембр, насыщенный замечательными тёмными красками. Голос звучал очень выразительно, сочно, с продуманным в динамике разнообразием. Елена Аюшеева не только проникновенно пела, но была и очень точна и убедительна с точки зрения актерской игры. Образ её персонажа обрёл пластичность, стремительность и взволнованность. Капризная, страстная, пылкая, невероятно ревнивая, но прежде всего отважная и любящая. Знаменитая ария «Vissi d’arte, vissi d’amore» («Только пела, только любила») во втором действии подарило возвышенно-благоговейное настроение всему зрительному залу. Персонаж Елены Аюшеевой эмоционально-разнообразен. Она не только поет о любви и искусстве, но и рыдает, угрожает, оскорбляет, молит и, конечно, со всей ненавистью и страстью наносит знаменитый удар кинжалом прямо в сердце проклятого Скарпиа. То сгорает от ревности к своей сопернице в первом акте, то трепещет от страха и молит о помощи во втором, то мечтает о счастье в дуэте «Amaro sol per te m’era il morto» («Со мною ты – и солнца мне не надо») и в отчаянии заканчивает жизнь самоубийством в финале оперы.

В роли возлюбленного Тоски, Марио Каварадосси – тенор Николай Ерохин (МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва). Мужественный, богатый эмоциональными нюансами, сильный голос певца раскрылся во всей своей красоте и мощи, особенно на форсированных верхах. Замечательно и проникновенно была исполнена одна из самых выразительных арий «Е lucevan le stelle» («В небе звезды горели»).

Удивили и порадовали в этот вечер прекрасным исполнением и отличным вокалом не только приглашённые артисты, но и ведущие солисты нашего театра. Среди актёров «второго плана» нельзя не отметить достоверную игру Максима Палия в партии беглого консула-республиканца Чезаре Анджелотти, артистизм ведущего баритона театра Андрея Ковалёва в роли трусливого Ризничего и убедительное воплощение в роль ищейки-полицейского тенора Михаила Ярмольского (Сполетта).

Максим Палий в роли беглеца Анджелотти продемонстрировал настоящую декламационную страсть своего баса, великолепно справляясь с ролью. Его Анджелотти – дрожащий от страха, загнанный ищейками, в оборванных одеждах человек.

Абсолютно в непривычном для своих поклонников амплуа вышел на сцену Андрей Ковалёв – солист, привыкший играть героев, со всеми их замечательными и «правильными» чертами: благородностью, великодушием, добротой, честностью. В этот раз он изобразил человека немного «не в себе», хромающего, боязливого, почти юродивого: не отрицательного, но весьма своеобразного, как сегодня говорят: «на своей волне». Очень интересный и непростой персонаж, занятый своими мыслями, о чем-то говорящий сам с собой, недовольный тем, что в образе святой, написанной художником Каварадосси, проступают черты одной из прихожанок. Не дьявол ли управляет рукой дерзкого живописца?

Жестокость и похотливость Скарпиа, чудовищно порочного светского человека и служителя власти, нежность и любовь Тоски, единственной женщины в опере, поэтичное простодушие, с каким художник Каварадосси привязан к жизни и ее радостям, искусное обрамление действия: церковные своды, жуткие казематы, тюрьма в Замке Святого Ангела, сочетание сладострастия и пыток, жажды жизни и её угнетения – пронзительно яркая, рельефная образность. Перед лицом смерти красота и любовь торжествуют победу, добытую муками.

За художественное оформление сцены отвечал Юрий Самодуров. Здесь объединены готика и ампир, и со стороны эстетики спектакль совершенен. Освещение оформлено Нелли Сватовой. Основной акцент делается на актерах, подсвечиваются отдельные интерьерные детали, окружение – затемненный фон.

«Тоска» – одна из немногих опер, раскрывающих истинную сущность женщины, именно поэтому она получилась утонченной, глубокой и многогранной. И, несмотря на трагический финал, спектакль был в который раз воспринят залом восторженно, удостоившись долгих несмолкаемых аплодисментов и криков «браво».

 

Анна Ашихмина