Дневник фестиваля. Два вечера с «Русалочкой»

Фестивальный показ знаменитой премьерной постановки этого сезона, балета-фантазии «Русалочка» Туомаса Кантелинена два дня подряд собирал аншлаги в театре оперы и балета Республики Коми! 

15 и 16 апреля зрители рукоплескали солистам балетной труппы, хору и оркестру театра, маленьким артистам Детской студии классического балета под руководством Натальи Супрун, студентам хореографического отделения гимназии искусств при Главе РК и, конечно, исполнительнице главной партии Русалочки, приме-балерине Большого театра России Евгении Образцовой. Дирижировал спектаклями маэстро Никон Родюков. 

Всероссийская премьера балета «Русалочка» состоялась в сентябре прошлого года, в дни открытия 65-го юбилейного сезона. Впервые в современной истории нашего театра новая постановка шла в течение трёх дней подряд! Билеты были раскуплены моментально, каждый спектакль собирал аншлаги, а сам балет получил массу восторженных зрительских отзывов. Всё это подтолкнуло организаторов включить три премьерных спектакля «Русалочка» и в ноябрьский репертуар. Ещё два – заняли центральное место в афише «Сыктывкарса Тулыс». 

Шестой фестивальный вечер стал для артистов особенно ответственным. «Русалочка» транслировалась на портале «Культура.РФ». Прямой эфир состоялся 16 апреля в рамках национального проекта «Культура». Судя по тёплому приёму зрителей, несмолкаемым аплодисментам и положительным отзывам, театру удалось достойно представить своё новое творение. 

Этот увлекательный, сказочно-прекрасный балет чем-то напоминает волшебный ларец со сказками. Открываешь его, а там – россыпи рубинов и алмазов, дивные морские звезды, кораллы и янтарь. А на самом дне мерцают окутанные в таинственный сумрак хрупкие хрустальные мечты Русалочки… 

Музыку к балету написал современный финский композитор Туомас Кантелинен. Его дивные мелодии с первой же секунды буквально завораживают магией и волшебством! Переменчивые, загадочные, будто отражающие глубокое и безграничное восхищение композитора величественной морской стихией… Музыке удалось передать удивительную красоту и безбрежность подводного мира, мистическую атмосферу тёмных морских глубин и яркую, манящую страстность земной жизни. 

Используемые в спектакле современные 3D-технологии помогли создать настоящий эффект погружения в морскую пучину. 

Поэтичная история о юной морской деве была написана в 19-м веке знаменитым датским сказочником Хансом Кристианом Андерсеном. «Русалочка» стала настоящим символом творчества писателя. Ей был даже установлен памятник в Дании. Скульптура, также как и сама героиня, обрела такую популярность, что во многих городах – Саратове, Амстердаме, Париже, Риме, Токио и других – появились её копии. А грустную и прекрасную сказку узнал и полюбил весь мир, – именно она и стала основой сюжета балета «Русалочка».

На российской сцене «Русалочка» Туомаса Кантелинена поставлена впервые. Правда, этот спектакль совершенно отличается от того, что идёт на сцене Финского национального оперного театра. Создали либретто к новой постановке балетный критик Екатерина Ширяева и главный балетмейстер нашего театра, заслуженный артист России Андрей Меркурьев. Постановка и хореография Андрея Меркурьева. Дирижер-постановщик – Александр Дмитриев (Франция). Художник-постановщик – Юрий Самодуров, художник по свету – Нелли Сватова. У создателей получилась наполненная глубоким философским смыслом сказка. 

Оба вечера в спектакле принимали участие солисты балетной труппы театра Ринат Бикмухаметов (Принц), Роман Миронов (Морская колдунья), Анна Ткаченко (Невеста Принца/сестра Русалочки), Василий Куратов (Морской царь), Татьяна Бикмухаметова (сестра Русалочки), Наталия Балыкина (сестра Русалочки), солистки оперной труппы Яна Пикулева, Анастасия Морараш и Валерия Зеленская (1-е выступление). Свиту колдуньи составили Данил Фазылов, Михаил Сергиенко, Борис Жучёк, Дмитрий Леканов (1-е выступление). Доносчик – Владислав Гусев (1-е выступление), Священник – Юрий Баянбаев (1-е выступление). Каждый фрагмент, исполненный участниками балета, был ярким, убедительным и запоминающимся. 

Изящную и хрупкую Евгению Образцову можно назвать идеальной героиней прекрасной романтической сказки. Её Русалочка – легкая, нежная, утончённая: то сияющая и лучезарная, то растерянная и беззащитная. Балерина сумела передать все оттенки чувств и переживаний, которыми наделена дочь Морского царя.

Огромное впечатление на зрителей произвели отрицательные персонажи в исполнении Романа Миронова и Анны Ткаченко. Морская колдунья буквально загипнотизировала зал своей мощной «злодейской» энергетикой. Мстительная, могущественная, обладающая сверхъестественной силой. Выразительная игра Романа Миронова покорила сердца зрителей (в том числе, и самых маленьких) достоверностью и красочностью.

 Перевоплотившейся из колдуньи Невестой принца стала изысканная и виртуозная балерина Анна Ткаченко. Зло в таком обличии вряд ли способно проиграть. Красивая, коварная, магнетически притягательная. Глаза колдуньи сверкали ярче, чем ослепительная диадема на её голове.

Очень органично в спектакль вписались вокальные партии прекрасных сирен Яны Пикулевой, Анастасии Морараш и Валерии Зеленской. Оперные дивы ещё больше обогатили волшебную музыку Кантелинена. Украсили действие и моменты выступления воспитанников Детской студии классического балета. Спектакль произвёл большое впечатление на публику, устроившую артистам долгие овации.