Цветочный город в снежном декабре. Премьера музыкальной сказки для детей

Афиша театра оперы и балета пополнилась новым сказочным спектаклем «Незнайка из Цветочного города».

В минувшие выходные в Театре оперы и балета Республики Коми с успехом прошла премьера музыкальной сказки «Незнайка из Цветочного города». История получилась озорная, красочная и веселая: с песнями, танцами и необыкновенными театральными превращениями. Создатели спектакля наполнили фантастический мир коротышек и малышек светом, цветом и позитивом.

Увлекательная повесть «Приключения Незнайки и его друзей» была написана Николаем Носовым в 1954 году. Она имела оглушительный успех у маленьких читателей в СССР. Да и сегодня знаменитая история о маленьких, добрых и неунывающих человечках по-прежнему остаётся любимой и у детей, и у старшего поколения.

Популярность Незнайки, отнюдь не «положительного героя», сам писатель объяснял так:

– Это ребёнок, но не такой, которого можно назвать по имени и фамилии, а ребёнок вообще, с присущей его возрасту неугомонной жаждой деятельности, неистребимой жаждой знания…

Как бы обаятельны и уникальны не были все обитатели сказочного мира, главным  здесь оказывается сам Незнайка. В этом неугомонном коротышке любой родитель найдет черты собственного малыша – простодушного, неугомонного, деятельного, жадно познающего окружающий мир и, конечно, самого себя в нем.

Музыкальная сказка «Незнайка из Цветочного города» создана композитором Егором Шашиным и либреттистом Сергеем Пузырёвым. Режиссером-постановщиком спектакля стал Евгений Недокушев, это его вторая работа на площадке сыктывкарского театра. Умело используя сценические и музыкальные приёмы, авторы сумели раскрыть яркий и обаятельный образ непоседы, фантазёра и хвастунишки, то и дело попадающего во всевозможные приключения.

В постановочную группу спектакля вошли Юрий Самодуров (сценография), Наталия Кравченко (художник по костюмам), Андрей Меркурьев (хореограф), Светлана Худякова (художник по свету). Музыкальный руководитель – Александра Соловьёва.

Почувствовать себя в сказке можно уже в фойе театра, где маленьких зрителей и их родителей встречает нарядная сверкающая елка и расположившиеся рядом снеговики. Здесь работает почта Деда Мороза, стоят мольберты для рисования. Несколько фотозон с чудесными новогодними локациями позволяют посетителям почувствовать себя Золушкой, едущей на бал в золотой карете или Снежной Королевой, восседающей на троне в своих ледяных чертогах. В свете противоэпидемиологических мер безопасности интермедия с Дедом Морозом и другими сказочными персонажами, обычно предваряющая показ каждого детского спектакля, теперь проходит не около новогодней елки в фойе, а на сцене театра. Заходим в зал, и снова чудеса – световые спецэффекты, елочка на боковом экране, красавицы-плясуньи, веселый Снеговик-затейник и, конечно, Дед Мороз со Снегурочкой. Малыши на местах подпевают героям, танцуют, хлопают, топают.

Эффект полного погружения в носовскую вселенную происходит с началом спектакля, когда на сцене появляются живописные и яркие декорации. На коротышках – красочные фантазийные костюмы. А образы очаровательных девочек-малышек отсылают зрителей к 60-м годам XX века, – рассказала художник по костюмам Наталия Кравченко:

– В идее костюмов режиссер натолкнул меня на конец 50-ых и 60-е годы. Это, в основном, прослеживается в образах малышек. Они более современные, лощеные, кукольные, такие девочки-девочки. Все это должно читаться по силуэту: приталенные платья, пышные юбочки, прическа бабетта. Медуница – вообще получилась отдельным персонажем, она колоритная, сочная, медовая. У каждого героя свой типаж. Мы старались, чтобы персонажи-мальчики (например, Гусля, Тюбик, Цветик, Пончик) были узнаваемые. Кто он – художник или поэт – все это должно читаться в костюмах.

Визуальное решение спектакля отлично сочетается с удачным музыкальным материалом. Этот жизнерадостный и энергичный мюзикл насыщен легко запоминающимися мелодиями песен и танцев, которые смогут стать настоящими музыкальными хитами.

Артисты театра оперы и балета славятся своей универсальностью: они с равным мастерством и творческим подъемом играют в сложнейших оперных спектаклях, мюзиклах, опереттах и спектаклях для детей. В новой сказке занята большая часть труппы театра: опытные мастера, молодые солисты, артисты хора. Спектакль срежиссирован так, что каждый актер здесь на своем месте, и есть множество необычайно метких попаданий в образ. Например, сам Незнайка (солист театра Николай Калашников) – симпатичный, славный, добрый и очень упрямый коротышка. Его антипод, изобретатель Знайка (Анатолий Журавлев) – твердый, невозмутимый, решительный умник в огромных очках. Очень гармоничным получился дуэт Незнайки и Синеглазки (Яна Пикулева) – эти артисты не первый раз работают на сцене в паре и прекрасно чувствуют друг друга.

Запоминающимися и харизматичными  образы получились у артистов, играющих толстяка Пончика, доктора Пилюлькина, красавицу Снежинку… Чего только стоит Медуница в исполнении солистки театра Елены Серковой – ее героиня, самозабвенно спорившая с Пилюлькиным о методах лечения, вызывает улыбку и у юных зрителей, и у их взрослых спутников.  Или вдохновенный, порывистый, устремленный к небесным сферам поэт Цветик в исполнении Сергея Журкова. И таких ярких героев в этом спектакле предостаточно.

Танцевальные сцены несут энергетику озорства и жизнерадостности. Буйство фантазии, красок и световых решений дополняют эффект погружения в сказку. Конечно, все эти находки — заслуга режиссера и команды создателей спектакля.
Почему среди такого огромного количества еще не освоенных детских сказочных сюжетов создатели выбрали именно сказку Николая Носова? Режиссер-постановщик Евгений Недокушев признался, что Незнайка – его родственная душа, любимый герой с детства, в этом хулигане и фантазере он узнает себя:

– Мне понравился музыкальный материал, я нашел для себя какие-то близкие моменты, связанные с моим детством. Коллектив здесь потрясающий, с ним приятно работать. Когда я приехал сюда, реквизит и декорации были уже готовы. За три недели ребята почувствовали материал. Я, честно говоря, боялся, что мы не успеем, но подготовка шла весело, с куражом. Теперь мне интересно посмотреть на реакцию нынешнего поколения юных зрителей.

В дни январских каникул Театр оперы и балета Республики Коми вновь порадует зрителей этой чудесной сказочной премьерой. Приятного просмотра и до встречи в Цветочном городе!

Анна Ашихмина