Зрители продолжают наслаждаться праздником, который дарят им артисты Театра. Дневник фестиваля

XXXI международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» /Сыктывкарская весна/ имени народной артистки России Ии Бобраковой стартовал 10 апреля. Долгожданное действо продлится до конца месяца и пройдёт в рамках 100-летия Республики Коми. Организаторы фестиваля приготовили для публики множество открытий, приятных сюрпризов, премьер, спектаклей и концертных программ.

Первой «Сыктывкарса тулыс» открыла знаменитая оперетта Имре Кальмана «Фиалка Монмартра» : жемчужина мирового опереточного репертуара в постановке главного режиссера Ильи Можайского, главного дирижера Романа Денисова, художников Юрия Самодурова (сценография) и Наталии Кравченко (костюмы) и хореографа Андрея Альшакова.

«Фиалка Монмартра» была написана в начале 30-х годов ХХ столетия и скоро зазвучала по всей Европе. Ей поначалу была приготовлена участь скромного нежного цветка. Люди с утонченным слухом, а также поклонники Кальмана радовались приятной, на французский лад изысканной музыке, а иные прошли мимо, не уловив ее прелести.

За утонченным романтическим названием оперетты скрывается история из богемной жизни с необходимыми для неё элементами – любовный треугольник, деньги, авантюрные приключения. Главные герои – художники, музыканты, поэты, артисты – живут, творят, мечтают на монмартрских холмах, в мансардах под крышами Парижа. Их окружает любовь, ревность, деньги, авантюрные приключения. Спектакль в постановке Ильи Можайского получился о молодости, безграничном желании любить и творить, несмотря ни на какие препятствия.

Второй день фестиваля, 11 апреля, ознаменовался выходом на сцену театра нового, не менее интересного и яркого, чем накануне, состава исполнителей премьерной оперетты. Вновь «Фиалка Монмартра», и вновь в зале аншлаг (благо, в республике Коми были сняты все ограничения на заполняемость театров и концертных площадок).

В прочтении артистов второго состава «Фиалка Монмартра» обрела несколько иное звучание и заиграла другими красками. Если в исполнении Андрея Ковалева художник Рауль Делакруа выглядел свободолюбивым и великодушным романтиком, способным взволновать женские сердца в зале, то обаятельный Николай Калашников сделал этот образ по-юношески пылким и искренним. Натурщица Мадлен Тиссе, сыгранная Еленой Лодыгиной в первый день премьеры – пластичная, по-кошачьи грациозная, прекрасно владеющая голосом обольстительница. Дарья Гапонова привнесла в образ этой обворожительной и корыстной карьеристки изящность и ироничность. Совершенно разные Виолетты получились у двух великолепных сопрано – Анастасии Морараш и Иране Ибрагимли. Первая – хрупкая, звонкая, беззащитная и чистая как весенний цветок. Виолетта, сыгранная Иране Ибрагимли, действительно похожа на итальянку, обладающую своими эффектными способами быть нежной и пленительной. Композитор Марсель Эрве (Борис Калашников) и поэт Анри Мюрже (Игорь Земской) – привнесли в спектакль немного сумасшедшинки и добавили чуть больше безбашенного веселья.

Великолепны в своих амплуа были и другие солисты : Мадам Арно – Антонина Белоброва в первом составе и Ольга Сосновская во втором, Томас Скотт – Геннадий Муралёв, Париджи – Максим Палий, Фраскатти – Анатолий Журавлёв (первый состав) и Николай Глебов (второй состав). Опытные артисты не скрывали ироничной симпатии к своим персонажам, мастерски точно дозируя рискованные краски и вызывая зрительское восхищение.

Следующим мероприятием в рамках фестиваля «Сыктывкарса тулыс» станет мастер-класс для солистов Театра оперы и балета Республики Коми от профессора Московской консерватории Елены Савельевой. Он пройдет 14 апреля.

Вечером того же дня, в 18:30, состоится концерт симфонической музыки. Солистом концерта выступит один из самых ярких российских скрипачей своего поколения, лауреат международного конкурса им. Чайковского (2019), выпускник Московской консерватории Айлен Притчин (скрипка). Дирижёр – Роман Денисов. В программе концерта Увертюра «Сон в летнюю ночь», Концерт для скрипки с оркестром и Симфония № 4 «Итальянская» Феликса Мендельсона.

 

Анна Ашихмина