«Яг-Морт». Зырянская Парма на московской сцене

В новой редакции коми национальный балет «Яг-Морт» стал эффектным и красочным. Мультимедиа, разнообразие световых картин, пёстрые костюмы – современная сказка на театральной сцене.

Сценография играет с коми символами: кокошниками, поясами, ткаными половиками. В руках – народные инструменты, под ногами – мосты из двухметровых щук. В самом действии – яркие сцены промысла, значение которых на сцене также велико, как и в национальной культуре.

Эмоциональная лёгкость достигается благодаря чередованию настроений. Легендарный танец оленеводов – ритмичность музыки и бодрость жеста, залихватская удаль и закалённый характер, – сменяется широкой песенной мелодикой о любви и гармонии. В балете цветёт юность, кипит энергия, и как будто ветер в лицо с широкой улыбкой. И, конечно, пение хора – души народа.

Спектакль действует по законам сказки, детализация и разноцветность могут показаться по-детски фантастичными. Однако каждому взрослому стоит только довериться, забыть о серьёзности – и спектакль, как любая волшебная история, и напугает, и рассмешит, и обрадует счастливым концом. Только не стоит забывать, что легенда в современной постановке, и в финале персонажей обязательно будет ожидать примирение – утверждение взаимоуважения и принятия.

 

Вохтомина Яна, студентка первого курса продюсерского факультета «Российского института театрального искусства – ГИТИС»