Яг-Морт 5: легенда о могущественном защитнике пармы. Дневник фестиваля

Менять старое и создавать что-то новое – всегда волнительно и очень рискованно. Но в современном мире, который меняется очень быстро, единственная стратегия, которая гарантированно потерпит неудачу – не рисковать.

Трансформировать великое произведение, покуситься на «достояние республики», изменить традиционным представлениям, вдохнуть новую жизнь и иной смысл в коми эпос – это было очень смелое решение. Но, судя по восторженному приему требовательной сыктывкарской публики, положительным отзывам профессионалов и взыскательных критиков, а также невероятным аншлагам в зале в день премьеры – создателям пятой версии балета «Яг-Морт» это удалось.

В Театре оперы и балета в рамках XXXI Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» имени И. П. Бобраковой состоялась премьера новой, пятой по счету редакции балета Якова Перепелицы «Яг-Морт». Премьерные показы первого коми национального балета прошли 17 и 18 апреля. Театр представил на суд зрителя абсолютно новое современное прочтение знаменитого произведения. В нем изменилась не только основная концепция, но и сценография, хореография, музыка… Да и сам легендарный персонаж преобразился до неузнаваемости. Герой древних преданий коми народа из злобного главаря лесной нечисти, убивающий людей и уничтожающий их жилища, превратился в могущественного и великодушного хозяина северных лесов, яростного защитника пармы и всего зеленого царства.

Чтобы вдохнуть в постановку новую жизнь, отвечающую реалиям 2021 года, необходимо было изменить, модернизировать либретто. Этим занималась балетный критик, продюсер компании «Росконцерт» Екатерина Ширяева. От задумки до воплощения прошел год. Екатерина переработала оригинал замечательного либреттиста Геннадия Тренева, сместив полюс основного конфликта «человек и лес» и сконцентрировав основное внимание на одной из самых глобальных и острых проблем современной цивилизации – защите природы и экологии. Изменились также и характеры ключевых персонажей, как рассказывает соавтор либретто.

– В то время, когда ставился этот спектакль, люди жили другой жизнью, перед обществом ставились совершенно иные задачи: шла большая стройка, люди разворачивали реки, вырубали леса. Человек должен был выглядеть победителем природы. Прошло много лет, и сегодня мы имеем совершенно другую картину: природа нуждается в нашей защите, в нашем внимательном к ней отношении. И Яг-Морт как хозяин леса из агрессивного враждебного существа превращается в защитника. Он олицетворяет собой лес во всем своем великолепии. Его нельзя убивать, его нужно беречь!

Да, лесной колдун, могучий великан по-прежнему страшен. Он противоположен человеку, но теперь он не враждебен. Обновленный Яг-Морт представляет собой тот прекрасный мир, который даёт человеку жизнь – величественный, сильный и могущественный.

– Мы хотели обратить на это самое пристальное внимание. Показать то разрушительное действие которое несет человек природе, бездумно ломясь сквозь бурелом в прекрасную чащу леса. Лес – наш дом, и его надо беречь. В этом смысл нашей концепции, – подчеркнула Екатерина Ширяева.

Ёма осталась прежняя – лукавая, хитрая, отчасти подлая, двуликая. Ёма – эта тень болот, чащи, коряги, таинственный подлесок. Гибкая, необузданно-темпераментная, то язвительная, то боязливая и комичная, то хохочущая, то озлобленная, с постоянно меняющейся яркой мимикой и выразительными жестами. Но теперь она такая же защитница леса также как и его хозяин.

Национальная хореография – сложнейший и трудоёмкий процесс, требующий огромного профессионализма от исполнителей. 17 апреля главные партии исполнили Роман Миронов (Яг-Морт), Анастасия Лебедик (Райда), Ринат Бикмухаметов (Туган), Наталья Супрун (Ёма), Василий Куратов (Оксор), Наталия Семичева (Мада) и Михаил Сергиенко (Рыбак). Дирижировал спектаклем главный дирижер театра Роман Денисов. 18 апреля состав остался прежний, изменилась только исполнительница партии Ёмы. В этот вечер лесной колдуньей была Анна Ткаченко.

Не станем пересказывать содержание новой постановки, зритель должен сам увидеть, услышать, почувствовать, принять её (или не принять). Отметим лишь, что сюжет стал многослойнее, богаче, неоднозначнее. Какие-то сцены – подробнее, обстоятельнее. В них появилось больше деталей, Например, очень колоритно, ярко и детально продуманы картины, изображающие ижемский праздник Луд, танец с чипсанами, банный день, танец-игру «Ловля оленей».

В балете задействован хор театра, раздолье голосов которого придало еще больше национального колорита спектаклю, позволило прочувствовать всю ширь, простор, приволье нашей родной коми земли. Чудесно выступили маленькие артисты детской студии классического балета при театре под руководством Натальи Супрун, а также студенты хореографического отделения Гимназии искусств при Главе РК.

Отдельно отметим великолепные красочные костюмы: расписные пояса, узорные гетры, берестяные и кожаные очелья. Даже в костюмах очерчены виды промыслов коми – рыбак, оленевод, охотник… Художник-постановщик спектакля – Юрий Самодуров, в оформление интегрированы рисунки сыктывкарского этнофутуриста Юрия Лисовского, художник по свету – Нелли Сватова. Для новой пятой версии балета привлекли хореографа-постановщика из Москвы Александра Рюнтю. Если говорить о хореографии, то здесь постановщик сделал своеобразную ретроспективу: пантомима – танцевальный театр – народный и академический танец, и после – классический балет. В завершении зрителя ждала неоклассика и современный танец.

Заметно богаче стала музыка балета. Благодаря невероятно долгой и кропотливой исследовательской работе дирижёра Романа Денисова с авторскими рукописями «Яг-Морта», была восстановлена большая часть фрагментов и открыты все купюры изначального нотного текста. Копию рукописи Якова Перепелицы 1976 года пришлось изучать с помощью зеркала, так как страницы склеились, а ремарки не было возможности прочесть по-другому. Теперь многие фрагменты получили современную аранжировку. Партитура осовременилась, и вся музыка словно оживилась. Добавились краски, появились новые аккорды, подголоски и вариации, зазвучали ксилофон и колокольчики там, где их раньше не было.

Впервые в Коми вместе с мягкими декорациями использовали мультимедийные. За их создание и видеоконтент отвечала московская студия X.O. Studio. Фантастическая сценография, использование необыкновенных свето-технических достижений, трехмерные меняющиеся видеопроекции, чудесные декорации, дополняющие реальность спецэффекты – все это подарило зрителю ощущение полного погружения в сказочную атмосферу легендарного балета.

Мировая премьера первой версии.
18 августа 1961 года состоялась премьера первого коми балета «Яг морт» («Лесной человек») Якова Перепелицы. Постановка имела невероятный по тем временам успех, и стала крупным музыкальным событием и имела огромное значение в развитии коми музыкального искусства. Либретто Геннадия Тренёва неразрывно связано с художественным стилем коми национальных литераторов – Ивана Куратова и Каллистрата Жакова. На основе коми музыкального фольклора, национальных обрядов и танцев был создан спектакль, насыщенный ярким этнографическим материалом. Совместными усилиями композитора Я. Перепелицы, художника В. Игнатова, тяготеющего в своем творчестве к коми фольклору, постановщиков спектакля — балетмейстера Г. Ваховского и режиссера И. Орловского, дирижёров Н. Клауса, В. Шестопалова и всего коллектива театра был поставлен спектакль, который на Всероссийском смотре спектаклей в 1961 году получил Диплом I степени.
В 1962 году «Яг-Морт» был показан на сцене Кремлевского театра и по Центральному телевидению.
Созданный композитором почти 60 лет назад, «Яг-Морт» стал творческой визитной карточкой театра, вехой в развитии музыкально-театрального искусства республики. Своеобразный, таинственный коми-фольклор, образно-выразительная музыка Якова Перепелицы, естественные и напевные мелодии, подкупающие своей самобытностью и искренностью, яркий национальный колорит и гармоничное сочетание народного танца и классического рисунка балета.

 

Анна Ашихмина