Вечер балетов Михаила Фокина. Дневник фестиваля

Очередным долгожданным гостем ХХХI фестиваля «Сыктывкарса тулыс» стал Пермский государственный академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского. На вечере балета 25 апреля артисты пермского театра представили «Шопениану», «Видение Розы», «Умирающего лебедя» и «Половецкие пляски» – одноактные балеты и миниатюры одного из самых известных хореографов XX века Михаила Фокина.

Поставленные Фокиным балеты стали настоящим достоянием искусства танца в ХХ веке. Реформа хореографа заключалась в том, что предложил создавать не отдельные танцы, а целостные произведения, в которых гармонично сочетались пластика, музыка и декорации.

«Шопениана» – хореографическая сюита на музыку произведений Ф. Шопена, – стала одним из первых образцов жанра бессюжетного балета, открытого Михаилом Фокиным и повлиявшего на развитие танцевального искусства в ХХ веке. Фокин отказался от виртуозных пируэтов и красноречивых па, стремясь показать не усовершенствованную технику современных танцовщиков, а настроение ушедшей эпохи. Связующую роль сыграл не сюжет, а тема: грезы юного Поэта, окруженного сильфидами — воздушными нимфами, олицетворяющими его возвышенные неземные мечты. Сыктывкарский зритель погрузился в мир иллюзий и снов. Балет — словно оживший мир мимолетных видений и романтических грез, – так выглядит ожившая музыка Шопена. Словно разбуженные звуками музыки, сильфиды поднимались в ровном движении, оживали, рассыпались в смене все новых групп, истаивающие, переливающихся из одной в другую, — идеал романтической хореографии.

Несмотря на кажущуюся простоту хореографического языка, «Шопениана» очень непростой спектакль, он требует от артистов не только уверенного исполнения, но прежде всего чувства стиля, музыкальности, предельной легкости танца. Пермские коллеги замечательно справились с этой задачей: артисты танцевали вдохновенно и с полной отдачей.

«Видение Розы» – одноактный балет на музыку К. М. фон Вебера «Приглашение к танцу» в оркестровке Г. Берлиоза. Хореография балета основана на сопоставлении воздушной техники танцовщика с наземным томным танцем его партнерши, кружащейся на пальцах, едва шевелящей руками и изредка поднимающей отяжелевшие в полусне веки. Движения танцев возникают из воплощения в пластике вьющегося, цветущего, благоуханного растения. Легендарным стал и прыжок в окно, совершаемый Призраком, буквально улетающим со сцены, словно возносясь в небо. «Видение Розы» сыктывкарскому зрителю подарили балерина Ксения Ткаченко и замечательный танцовщик Александр Таранов.

«Умирающий лебедь» – хореографическая миниатюра на музыку пьесы «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санса. Михаил Фокин поставил хореографический монолог, который вошел в мировую балетную энциклопедию под заголовком «Умирающий лебедь». Фокин сочинил этот номер для непревзойденной Анны Павловой. Благодаря ее одухотворенному исполнению, лебедь, подобно мхатовской чайке, стал символом академического балета, а номер Фокина с тех пор считается негласной проверкой всех кандидаток в этуали. На фестивальном вечере миниатюру с очаровательной грациозностью исполнила балерина пермского театра Екатерина Полещук.

Завершили вечер балетов Михаила Фокина стремительно-огненные «Половецкие пляски». Хореографический отрывок из оперы Александра Бородина «Князь Игорь» после редакции Фокина обрел статус самостоятельного произведения. Большую роль в этом сыграли декорации востоковеда Николая Рериха, воссоздающие образ широкой степи и мерцающие цвета половецкого стана. Действие происходит в половецком стане, в степи, бескрайнюю гладь которой нарушают лишь шатры кочевников.

«Половецкие пляски» в исполнении пермских коллег стали убедительным воплощением восточных образов, отличающихся стихийной силой, ослепительной красочностью, грацией и пластичностью.

Анна Ашихмина