«Театр должен волновать»: интервью к юбилею Ильи Можайского

«Режиссёр, зацикленный на качестве», – так сам себя называет главный режиссёр Театра оперы и балета Республики Коми Илья Семёнович Можайский. За 8 лет работы в сыктывкарском театре он осуществил множество блистательных аншлаговых постановок! Все дни этого талантливого, деятельного человека наполнены творчеством, эмоциями, новыми мыслями и идеями.

«Театр должен волновать»: интервью к юбилею Ильи Можайского, изображение №1

Серьёзный подход к делу, невероятный энтузиазм, неиссякаемая фантазия, скрупулёзная работа с актёрскими эмоциямии предельная эстетическая требовательность – все это делает постановкиИльи Можайского без преувеличения уникальными. Он – один из тех режиссеров, которые очень трепетно и аккуратно относятся к музыке, считая, что переживания, эмоции и сюжет следует искать в самой музыкальной драматургии. Это мастер, который мыслит современно, работает качественно, демонстрируя ум, культуру и изящество.

В интервью, приуроченном к его 70-летнему юбилею, Илья Семёнович поделился интересными и малоизвестными фактами своей творческой биографии, а также рассказал, почему ему так важно достучаться до сердец и душ зрителей.

Давайте поговорим о вашей карьере и о том, как вы пришли в режиссерскую профессию. Вы закончили ГИТИС по специальности «режиссер музыкального театра». Но мало кто знает о том, что вы ещё и обладатель прекрасного голоса и могли быть стать отличным вокалистом.

– Да, это правда. Родился я в Прибалтике, в Риге. Вырос в городе Лиепая (Латвия). Мама и отчим работали на железной дороге. И во время учебы в техникуме я начал заниматься в самодеятельности, в драматическом коллективе при Дворце культуры железнодорожников. Стал лауреатом республиканского конкурса чтецов, проходившего в Латвии. Вел программы. Вот тогда голос и прорезался. Но в то время, когда я еще только поступал в самодеятельность, голос у меня менялся. Руководитель драмкружка при поступлении попросила что-нибудь спеть. И, прослушав, вынесла вердикт: «Тебе медведь на ухо наступил». Ну что ж, наступил и наступил, живут же люди с этим. Хотя я страшно любил музыку! Любил слушать классику, пластинки, хороших певцов. Мазурок, Гмыря, Магомаев…. Вместе с ними подпевал, правильнее сказать, орал. И когда при Дворце культуры организовался вокальный кружок, его руководитель Николай Баканов тоже решил меня прослушать. Я ему говорю: «У меня слуха нет». Но спел. Тогда он и объяснил мне, что со слухом у меня все нормально, просто в то время мой голос менялся, мутировал и я ничего не мог спеть. Для меня это было так неожиданно, что я ему не поверил.

 И вы решили удостовериться?

– Да. Набрался наглости и, не имея начального музыкального образования, отправился в музыкальное училище на консультацию. Заведующая вокальным отделением меня прослушала и посоветовала поступать к ним.

Примерно в то же время я увидел объявление, что в Лиепаю приезжает заведующий вокальным отделением Рижской консерватории и приглашает на прослушивание в училище любого желающего. Я снова, без нот, подобно Фросе Бурлаковой, пришел к нему на прослушивание. С перепугу спел всё как надо. Пел «Славное море, священный Байкал». И он мне предложил поступать на подготовительное отделение в Рижскую консерваторию! У меня оказался очень широкий диапазон: больше двух октав. Не то тенор, не то баритон. Но от консерватории пришлось отказаться: болела мама, я не мог ее оставить. К тому же в то время я учился в техникуме и подрабатывал на заводе. Остался в Лиепае, поступил в музыкальное училище, параллельно учился в техникуме и занимался игрой на кларнете. Вокалом со мной занималась педагог, окончившая в свое время институт им. Гнесиных. И во время занятий у меня начались проблемы с голосом. Мне не подошла её школа вокала.

– То есть, произошла неправильная постановка голоса?

– Да. Она мне все-время говорила: «Вдыхай аромат, вдыхай аромат». И я вдыхал. И когда я потянулся за звуком, у меня на горло сел звук. Начали болеть связки.

Через два года умерла мама. К тому времени я уже два года отучился в музучилище и меня забрали в армию.

Ансамбль песни и пляски и духовой оркестр.

– Я мечтал попасть в рижский Ансамбль песни и пляски Прибалтийского военного округа. Сам съездил туда, но меня не взяли: на тот момент всех солдат при Ансамбле разогнали по воинским частям. Меня повезли в Ригу и оттуда распределили обратно в мой собственный город! Так я оказался в Лиепае, в части связистов. Там мы организовали свой самодеятельный ансамбль песни и пляски. У нас были великолепные военные программы! Позже оказалось, что в эту часть меня отправили неслучайно. Я же играл на кларнете. А в этой части полковник очень любил духовой оркестр. И вот мы, связисты и играли в своем духовом оркестре на всех разводах и парадах. Через год в нашу военную часть приехал настоящий Ансамбль песни и пляски из Риги, тот самый, куда я мечтал попасть. После концерта в Доме офицеров подполковник из рижского ансамбля побывал на нашей репетиции. И через месяц неожиданно пришел приказ: откомандировать И.С. Можайского в Ансамбль песни и пляски Прибалтийского военного округа. Второй год я отслужил там.

Вальс и цыганочка без обуви.

 После армии вернулись в музыкальное училище?

– Доучился ещё два года, окончил училище и поехал поступать на вокальное отделение в Санкт-Петербургскую консерваторию. Там, прослушав, сказали, что у меня неправильная постановка голоса. А педагоги не любят исправлять и заново ставить голоса, это же двойная работа. Я очень расстроился и для острастки решил съездить еще в два города – Москву и Нижний Новгород (тогда Горький). В Горьком я не захотел учиться. В самой консерватории было очень мало классов. И, чтобы попасть в класс, нужно было с шести утра занимать очередь.

Приехал в Москву поступать в институт имени Гнесиных. Прошел два тура и на третьем меня срезали. Тогда я решил прослушаться в ГИТИСе. В ГИТИСе, в отличие от консерватории, поступающих прослушивают не только вокальные педагоги, но и педагоги по сценической речи, педагоги по танцу, мастера курса и так далее. Меня попросили почитать. Прочитал. Потом попросили станцевать вальс и цыганочку. Я снял обувь, станцевал. Мне сказали: «Вы так заразительны в танце! Это очень важно для актера». Затем попросили спеть. Я спел. Заведующий вокальным отделением Павел Михайлович Понтрягин, оперный певец, знаменитый тенор, сказал: «Лапочка, ты знаешь, что тебе голос испортили?»

Тем не менее, оказалось, что я страшно понравился профессору кафедры музыкального театра ГИТИСа Борису Мордвинову. И он решил меня взять к себе сразу на второй курс. Но я тогда еще этого не знал. А в соседней комнате в это время шло прослушивание на режиссеров музыкального театра…

«Театр должен волновать»: интервью к юбилею Ильи Можайского, изображение №2

«Хороший парень, надо брать».

– Вы решили попробовать поступить на режиссерский факультет?

– В свое время на железной дороге в Лиепае мы организовали агиттеатр (я был его руководителем) и даже получили первое место на фестивале по сети железных дорог! Выступали вместе с Петросяном на День железнодорожника в концертном зале гостиницы «Россия». То есть опыт уже был. Нотной грамотой тогда уже владел, хотя хормейстерского образования не имел. Зашел в кабинет, где шло прослушивание на режиссеров музыкального театра. Меня заставили почитать, спеть, сделать выгородку для басни, изобразить её персонажей. Прослушивание проводили знаменитый педагог, народный артист СССР Георгий Павлович Ансимов и его помощница. Вердикт был: «хороший парень, надо брать».

Призвание – режиссёр.

 И вы решили выбрать режиссуру?

– Мне это было интереснее! Параллельно с учебой на режиссерском факультете заведующий вокальным отделением Павел Михайлович Понтрягин отправил меня заниматься с педагогом по вокалу Дине Потаповской. Я ей понравился. Стал с ней заниматься вокалом. Благодаря ей звук встал на место, голос зазвучал великолепно. Потаповская определила его как «лирический барион с очень хорошими низами и большим диапазоном». Но режиссура мне все же оказалась ближе.

 Итак, вы окончили ГИТИС им. Луначарского (ныне это Российская Академия Театрального Искусства) по специальности «режиссер музыкального театра» (курс народного артиста СССР, профессора Г.П. Ансимова) в 1983 году. Во время учебы в ГИТИСе уже где-то работали?

– Я ведь еще и окончил техникум как электротехник, имел шестой разряд. А в то время в Московском академическом театре им. В.В. Маяковского нужен был ночной электрик. Театр находился как раз рядом с институтом. Мне дали свою комнатку. Все пять лет учебы я там отработал. Сначала электриком: по ночам проверял и протирал все лампы в зале. Ходил на репетиции знаменитого главного режиссёра Андрея Гончарова. Гончаров, узнав, что я учусь в ГИТИСе, предложил мне играть в массовке. А когда пришло время выпускаться из ГИТИСа, Андрей Александрович предложил мне остаться в театре в качестве актера с зарплатой в 80 рублей и своим местом в общежитие. Но я отказался, так как мечтал работать по специальности.

Первый спектакль в Магадане.

 Вы начали практическую деятельность с постановок в театрах Магадана и Иванова?

– Да, первыми были детский мюзикл в Иваново на пятом курсе и на четвёртом курсе в Магаданском музыкально-драматическом театре спектакль «Сильва» И. Кальмана. Я благодарен судьбе за то, что свою первую постановку осуществил именно в этом театре. Это уникальный театр, который образовался в своё время как музыкальный театр из заключённых на зоне. В те времена жена начальника зоны за два часа до спектакля решала, что сегодня будет – «Марица» или «Сильва». Срочно ставили декорации и играли спектакль. Оркестровая яма тогда была глубиной три метра, чтобы не видно было артистов оркестра. Позже, когда зоны не стало, всем артистам предложили уехать в другие города, но многие остались в этом театре, который стал Музыкально-драматическим театром Магадана. Мне посчастливилось во время моей первой постановки познакомиться с удивительными людьми! Например, в первом ряду всегда сидел интеллигентный мужчина. Позже выяснилось, что это был личный адъютант Керенского, которого когда-то сослали в Магадан. Удалось застать легендарного Козина.

«Мымре» – да, спектаклю о мелиорации – нет.

 В дальнейшем вас, молодого перспективного режиссера, пригласили на работу в Свердловский государственный театр музыкальной комедии, где главным режиссером в то время был народный артист СССР Владимир Акимович Курочкин…

– Когда пришло время распределяться после учебы, я набрался смелости и сам позвонил Курочкину. И судьба распорядилась так, что меня взяли в Свердловский театр, лучший на то время театр оперетты в России. Курочкин видел на фестивале во Владивостоке мою магаданскую «Сильву» и ему понравилось. Владимир Акимович – выдающийся руководитель, я многому у него научился! Мой первый спектакль в Свердловском театре назывался «Мымра» (по «Служебному роману»). Очень удачная постановка, которая понравилась зрителю и получила хорошие отзывы. Спустя два года Курочкин уехал работать в Москву. После его отъезда мне дали ставить спектакль на тему мелиорации и освоения сельского хозяйства. Чушь несусветная, музыка вся ворованная. Я отказался ставить эту белиберду и целых полтора года просидел без работы.

Затем неожиданно меня пригласили в Ижевск, где на базе музыкального театра создавался оперный театр. С 1985 по 1987 годы я проработал режиссёром-постановщиком Государственного театра оперы и балета Удмуртской Республики. Затем вернулся в Екатеринбург, устроился главным режиссером нового молодежного драматического театра «Волхонка», поставил там несколько драматических спектаклей. Но мне очень хотелось заниматься музыкой.

«Театр должен волновать»: интервью к юбилею Ильи Можайского, изображение №3

Оперный режиссёр.

 И вы организовали «Экспериментальный музыкальный театр».

– В 1990 году я возглавил оперную студию Уральской государственной консерватории. А в 1991-м организовал Екатеринбургский экспериментальный Музыкальный театр при Уральской государственной консерватории им. Мусоргского. Мы поставили множество замечательных спектаклей: мюзикл «Человек из Ламанчи» Митча Ли, кантату «Кармина Бурана» К. Орфа, оперу «Золушка» Дж. Россини…

–«Золушка» Россини  это чудо, явить которое равносильно подвигу! Ваша «Золушка» первая в России?

– Первая в театральном варианте. Музыка там колоссальная! Но сложность оперы в том, что в ней все голоса колоратурные! И такой состав был. Спектакль очень понравился, стал номинантом Национального театрального фестиваля «Золотая маска» и получил диплом лауреата I премии СТД Свердловской области за лучшую театральную работу сезона. А исполнительницу партии Анджолины, обладательницу невероятно красивого бархатного меццо-сопрано Маргариту Мамсирову тут же забрали в Москву: сначала в театр К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, затем в Большой театр.

Затем мы поставили оперы «Таис» Ж. Массне, «Дон Жуан» В. А. Моцарта (спектакль был включен в программу Всемирной театральной олимпиады в Москве) и «Поворот винта» Б. Бриттена (спектакль получил диплом лауреата фестиваля «Золотая маска»).

От ворот «Поворот».

 Как вы оказались в Москве?

– Получилось так: мы получаем «Золотую маску»за спектакль «Поворот винта», счастливые возвращаемся в Екатеринбург и узнаём, что наш театр закрыли! Причём закрыли в отсутствии мэра. Видимо, кое-кому мы там страшно мешали. После того, как мэр вернулся и узнал, что театр в его отсутствие закрыли, он снял с должности начальника управления культуры. Но дело уже было сделано.

Я вернулся в качестве директора в оперную студию консерватории. И вдруг неожиданно меня к себе в Москву пригласил Александр Борисович Титель на должность режиссера Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Это было в 2004 году. Скоро уже 20 лет, как я там работаю.

Мировые премьеры.

 А вы ведь, оказывается, еще и режиссер-постановщик двух мировых премьер!

– Да. Мировая премьера оперы Ш. Чалаева «Казаки» по повести Льва Толстого состоялась в 2015 году и имела большой успех. И также мировая премьера мюзикла Э. Фельтейместера «Красавец мужчина» по пьесе Александра Николаевича Островского в 2017 году, обе в Нижегородском театре оперы и балета имени Пушкина.

Правило золотого коромысла.

 В Театре оперы и балета Республики Коми вы работаете с декабря 2015 года. Все ваши спектакли, которые вы ставите здесь, имеют огромный успех и очень любимы публикой, причем не только сыктывкарской, но и взыскательной столичной. «Тоска»«Сказки Гофмана»«Пиковая дама»«Любовный напиток»«Фиалка Монмартра»«Принцесса цирка», премьера этого сезона «Месть Летучей мыши»… Как вы сами считаете, в чем их уникальность, в чем неповторимый почерк, характер, почему они так нравятся современному зрителю?

– Дело в том, что многие режиссеры сейчас ставят один спектакль за другим. И, естественно, не успевают их тщательно прорабатывать. Дай Бог, если попадутся хорошие актеры, которые компенсируют это своей игрой. Но и актерская подготовка в последнее время стала довольно слабой. Многие студенты выпускаются, не имея понятия, что такое слушать на сцене, уметь действовать вокальным текстом… И мне, как режиссёру, зачастую приходится брать на себя эту педагогическую составляющую.

Я воспитывался на музыкальной драматургии. А музыкальная драматургия требует исходить из музыки. В музыке уже все есть – переживания, эмоции, сюжет… Моя задача – принять, понять, что хотел выразить композитор и сделать свой вариант.

«Театр должен волновать»: интервью к юбилею Ильи Можайского, изображение №4

Кроме того, я считаю, что в любом спектакле важным критерием является вкус. Всё должно быть стильно, интересно, динамично – всё на высоком уровне. Я называю это правилом золотого коромысла. Крен в одну из сторон – и спектакль уже не тот. Прекрасные голоса должны отлично исполнять музыкальный материал. Актеры – хорошо двигаться, оркестр и хор – шикарно звучать. Красивое оформление и грамотно выстроенный свет – это вообще 80 процентов удачи спектакля. И когда все сходится, спектакль выходит на другой качественно высокий уровень. Например, фестивальный показ оперы «Сказки Гофмана», которая шла в прямом эфире на портале «Культура.РФ». Огромное количество просмотров и положительных отзывов в интернете! Тот самый случай, когда все сработало на высоком уровне: и вокал, и прекрасное оформление, и эмоциональное воздействие, и идея.

Для меня очень важно, когда из зрительного зала идет мощный отклик, ведь я ставлю спектакли для зрителя и считаю, что театр должен волновать! Когда в зале вдруг воцаряется тишина и публика на мгновение замирает перед тем, как подарить аплодисменты артистам, я понимаю: зрители сегодня сопереживали вместе с нами. А значит, мы сумели тронуть их сердца и души.

Беседовала Анна Ашихмина

Фото: Мария Шумейко