Вечер балетов Михаила Фокина

вечер балета в 3-х отделениях
Купить билет
105 мин.
2 антракта
Возрастная рекомендация 6+

Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, гости Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» (Сыктывкарская весна) имени народной артистки РФ Ии Бобраковой

 

 

«Шопениана», хореографическая сюита на музыку произведений Ф. Шопена 

«Шопениана» стала одним из первых образцов жанра бессюжетного балета, открытого Михаилом Фокиным и повлиявшего на развитие танцевального искусства в ХХ веке. Хореограф воспроизвел свои интуитивные представления о балете 30–40-х годов XIX века, взяв за основу музыкальную сюиту Фредерика Шопена в оркестровке Александра Глазунова. Фокин отказался от виртуозных пируэтов и красноречивых па, стремясь показать не усовершенствованную технику современных танцовщиков, но настроение ушедшей эпохи. Связующую роль сыграл не сюжет, а тема: грезы юного Поэта, окруженного сильфидами — воздушными нимфами, олицетворяющими его мечты. За рубежом балет «Шопениана», впервые показанный труппой Сергея Дягилева, известен как «Сильфиды», название отсылает к балету Филиппо Тальони, с которого театроведы ведут историю танца на пуантах.

«Видение Розы», одноактный балет на музыку К. М. фон Вебера «Приглашение к танцу» 

Балет «Видение Розы» (в другой версии «Призрак Розы») по мотивам романтического стихотворения Готье современник Михаила Фокина, художник Александр Бенуа, назвал «грациозным пустячком в стиле салонных романтических баллад 1830-х годов». Однако история определила этому «пустячку» место в ряду шедевров мирового балетного наследия. Хореограф новоявленной дягилевской труппы Ballets russes, Михаил Фокин для постановки этого балета воспользовался поэтичной сюитой Вебера «Приглашение к танцу». Партии Девушки, упоенной томной усталостью после первого в ее жизни бала, и Призрака розы, приснившегося юной дебютантке, были поручены лучшим танцовщикам труппы — Тамаре Карсавиной и Вацлаву Нижинскому. Для последнего хореография Фокина стала определяющей: впоследствии историки балета прочли прыжок Призрака-Нижинского в окно как прыжок в безумие и бессмертие.

«Умирающий лебедь», хореографическая миниатюра на музыку пьесы «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санса 

Из 14 номеров музыкальной сюиты «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса наиболее известна пьеса «Лебедь» для виолончели и фортепиано. В 1907 году для благотворительного концерта в Мариинском театре Михаил Фокин поставил на музыку Сен-Санса одноименный хореографический монолог, который вошел в мировую балетную энциклопедию под заголовком «Умирающий лебедь». Фокин сочинил этот номер для непревзойденной Анны Павловой. Благодаря ее одухотворенному исполнению, лебедь, подобно мхатовской чайке, стал символом академического балета, а номер Фокина с тех пор считается негласной проверкой всех кандидаток в этуали.

«Половецкие пляски», одноактный балет, фрагмент II действия оперы «Князь Игорь»

Получив приглашение от Дягилева возглавить молодую антрепризную труппу Ballets russes, Михаил Фокин отовсюду черпал идеи для формирования репертуара. «Половецкие пляски», хореографический отрывок из оперы Александра Бородина «Князь Игорь», после редакции Фокина обрел статус самостоятельного произведения. Большую роль в этом сыграли декорации востоковеда Николая Рериха, воссоздающие образ широкой степи и мерцающие цвета половецкого стана. В 1909 году на парижской премьере «Половецкие пляски» произвели фурор, оставив впечатление реконструированных подлинных плясок потомков скифов.

Миниатюра
Миниатюра
Миниатюра
Миниатюра
Миниатюра
Миниатюра
Миниатюра
Миниатюра
Миниатюра
Миниатюра
Миниатюра
Миниатюра
Миниатюра
Миниатюра
Миниатюра
Миниатюра
Миниатюра
Ближайшие мероприятия
6+
Под сенью муз
15 Апр
Четверг 18:30
Концерт
500
мин.
0+
Яг-Морт
17 Апр
Суббота 18:00
Балет
550–700
мин.
0+
Яг-Морт
18 Апр
Воскресенье 18:00
Балет
550–700
мин.
6+
Тенора XXI века. «Такая большая любовь»
21 Апр
Среда 18:30
Концерт
800–1200
мин.