«Пиковая дама». Дневник фестиваля

Вот и подходит к концу долгожданный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса Тулыс». Предпоследний праздничный вечер стал для артистов весьма ответственным и непростым. Опера П. И. Чайковского «Пиковая дама», украсившая 32-ю «Сыктывкарскую весну», транслировалась на портале «Культура.РФ». Прямой эфир состоялся 27 апреля в рамках национального проекта «Культура». Судя по восторженному приёму зрителей, несмолкаемым аплодисментам и положительным отзывам, театру удалось достойно представить одно из величайших произведений мирового оперного искусства.

Главные партии в этот вечер исполнили артисты театра оперы и балета Республики Коми, а также трое приглашённых солистов. Это уже хорошо знакомые сыктывкарскому зрителю Николай Ерохин (МАМТ им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) и Елена Аюшеева (Москва) и, впервые посетившая столицу Коми, обладательница роскошного меццо-сопрано Оксана Корниевская (МАМТ им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).

Опера была поставлена в ноябре прошлого года главным режиссёром нашего театра Ильёй Можайским, главным дирижёром Романом Денисовым, художником-постановщиком Марией Смолко (Москва), художником видеоконтента Михаилом Смолко (Москва), главным хореографом Андреем Меркурьевым, хормейстерами Ольгой Рочевой и Аллой Швецовой. В спектакле задействовали всю балетную труппу.

Знаменитая опера в интерпретации сыктывкарского театра – абсолютно классическая. Но и ее не обошла стороной современность, воплощенная в необычной и стильной сценографии и многочисленных символах. Оформление спектакля – культурное и динамичное: контрастная черно-белая гамма с броскими вкраплениями красного. Зрителей погрузили в мистику черно-белые декорации, оригинальные необычные костюмы, которые так и хотелось рассмотреть поближе, двигающиеся черно-белые карты, трансформирующиеся по ходу сюжета на сцене то в склеп графини, то в зеркальный зал на балу. Всё это – немного устрашающее, но весьма завораживающее зрелище. Чётко выстроенная система, прослеживающаяся и в сценографии, и в костюмах, отразила основную концепцию – борьбы светлого и тёмного начал. Здесь каждый штрих, движение, деталь, символ, цвет – всё таило в себе подтекст, глубокий смысл, подсказку, а, возможно, и разгадку тайны Пиковой дамы.

Главный режиссёр Илья Можайский постарался полностью уйти от бытовизма, присущего многим постановкам «Пиковой дамы» в других театрах. Здесь нет ни Летнего сада, ни привычной пышной гостиной, ни утопающей в мягком полумраке уютной спальни Графини. Нет ни Набережной зимней канавки, ни Эрмитажного мостика, с которого прыгает несчастная Лиза. Тем не менее, во время оперы не покидает стойкое ощущение того, что прямо со сцены навстречу зрителю шагает хмурый Петербург с его тёмными дворами-колодцами, узкими мрачными улочками, холодными ветренными набережными, высокими колоннами дворцов и пышными бальными залами…

Непоследовательным, неуёмным, страстным, мятущимся – таким предстал Герман в исполнении Николая Ерохина. Солист продемонстрировал невероятную роскошь тембра, переливавшегося буйством оттенков, помноженных на харизматическую прямолинейность подачи образа и, разумеется, вокальную чистоту. Ему блестяще удалось передать и мучительную влюблённость, и роковую страсть игрока, и изумление вперемешку с отчаянием, когда Графиня вдруг умирает, и страшное чувство безысходности за секунду до своей смерти. Герман Николая Ерохина обливался холодным потом, не находя себе места, его мучали чёрные мысли и раздирали страшные противоречия. В сцене объяснения Лизе в любви в нём кипела едва сдерживаемая страсть – чувственный, боящийся прикоснуться к своей богине, но требовательный и настойчивый! В картине последней встречи с Лизой артиста буквально захлестнули эмоции: он уже не просто отталкивает Лизу в безумии, он остервенело пинает её! Больно смотреть на раздавленную, убитую горем девушку, ставшую разменной монетой в этой жестокой игре, на её уничтоженные чувства и попранное достоинство. И тогда становится совершенно понятно, что же всё-таки толкает молодую, знатную, красивую женщину сделать этот последний, страшный шаг в глубокую чёрную бездну…

Профессионализм, актерский талант, сильный крупный голос с уверенным верхом и сочными низами помогли создать убедительный и трагично-красивый образ Елене Аюшеевой, второй раз в жизни исполнявшей партию Лизы. Елена Аюшеева – постоянный участник фестиваля «Сыктывкарса тулыс». Партию Лизы в опере «Пиковая дама» она впервые исполнила на сыктывкарской сцене на премьере спектакля 10 декабря 2021 года. С нашим театром артистку связывают долгие творческие отношения – от совместных гастролей до премий. Поклонников вокального искусства восхитил её чарующий тёплый тембр. Её Лиза – тонко чувствующая, любящая, страдающая, сомневающаяся, съедаемая внутренним огнём и страстной жаждой любви.

Партию роковой Графини впервые на нашей сцене исполнила почётная гостья фестиваля Оксана Корниевская – певица с мировым именем, ученица Галины Вишневской, обладательница прекрасного, завораживающего меццо-сопрано. Она сумела создать свой уникальный образ сумасшедшей старухи, доживающий век среди сумрачных теней в своем жутком Театре Смерти. Густой и крепкий голос, подлинное благородство в каждом жесте и взгляде. Великолепна была сцена в спальне Графини: как точно передана усталость, пресыщенность жизнью и томительная тоска по молодости! Страшная в своей издёвке над Германом, Графиня словно ждала его как… избавителя.

Князь Елецкий – солист нашего театра Андрей Ковалёв – предстал полной противоположностью мятущемуся, обуреваемому тёмными страстями Герману. Настоящее воплощение аристократизма: великосветский, сдержанный, нежно любящий, даже, пожалуй, близкий к идеалу. Такие же благородство и теплота в тембре голоса. Контрастные костюмы – белый и чёрный – подчеркнули враждебную полярность этих двух героев. Знаменитая ария князя Елецкого в первом действии «Я вас люблю, люблю безмерно!» была полна нежности и грусти. Герой меняется к концу второго действия. В нём не остаётся и следа от былого смирения: закипает ярость и праведный гнев, появляются высокомерие и желание отомстить сопернику. Очень убедительная и красивая сцена разворачивается в игорном доме, когда в игру вступает Елецкий. Этот тур, действительно, похож на дуэль. Князь здесь уже в красном, что символизирует его косвенное причастие к смерти Германа. Елецкий нагнетает атмосферу угарного азарта, в которой протекает последняя отчаянная игра Германа, оканчивающаяся проигрышем и самоубийством.

Нельзя не отметить драматически внятной и музыкально запоминающейся работы Алексея Петрова (Граф Томский). Он и харизматичные Борис Калашников (Чекалинский), Максим Палий (Сурин), Михаил Ярмольский (Чаплицкий), Игорь Земской (Нарумов) не просто создали первоклассный мужской ансамбль, но и каждый по-своему подал небольшие партии своих героев. Благодаря слаженному ансамблю этих артистов, исполнение «Пиковой дамы» получилось полноценным мелодраматическим событием.

Конечно же, нельзя оставить без внимания и прекрасные работы Галины Петровой (Полина, Миловзор), Николая Калашникова (Распорядитель), Тамары Савченко (Гувернантка) и Иране Ибрагимли (Маша). В целом это было замечательное погружение в роли, настоящее служение образам, так необходимое для глубокого понимания внутреннего смысла «Пиковой дамы».

Зрители рукоплескали хору и балету! Вдохновенно и великолепно в этот вечер звучал симфонический оркестр под управлением главного дирижёра театра Романа Денисова.

Главные герои один за другим появлялись на сцене, действие неумолимо стремилось к финалу, и над всем этим господствовало ощущение приближающейся катастрофы. Пожалуй, именно эта, почти осязаемая мистическая атмосфера, царящая в зрительном зале – и является верным признаком подлинного искусства, имя которому Театр.

Благодаря своей невероятной глубине, захватывающему содержанию, красивейшей музыке и мистической ауре, «Пиковая дама» вновь сумела покорить сердца тех, кто находился в этот вечер в Театре оперы и балета, на девятом фестивальном вечере 32-й «Сыктывкарской Весны».