«Опера, созвучная времени»: в Сыктывкаре прошла премьера «Дон Жуана»

18 ноября Государственный театр оперы и балета Республики Коми представил на суд зрителя премьеру самой таинственной и дерзкой оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан». Одно из величайших мировых творений появилось в репертуаре театра впервые, сразу же став самым обсуждаемым событием в культурной жизни столицы Коми.

«Дон Жуан» В.А. Моцарта был написан еще в 18 веке. Композитор определил жанр своей оперы как dramma giocoso, то есть «веселая драма». И в самом деле, загадок и противоречий в ней больше, чем в любой другой опере. Здесь перемешались игра и реальность, маски и лица, чувственность и холодное нравоучение. История её создания тоже окружена многочисленными загадками, слухами и легендами. Якобы в написании текста не обошлось без участия самого Казановы, увертюра сочинялась уже в ночь перед премьерой, а написание либретто сопровождалось марцимино и присутствием юной прелестницы…

Историю о покорителе женских сердец ставили многие театры мира. И немудрено, что за два с половиной столетия «Дон Жуан» заметно изменился. Однако, он по-прежнему остался неразгаданной и интригующей оперной тайной, которую по сей день пытаются разгадать как постановщики, так и зрители. Театр оперы и балета Республики Коми представил свою версию разгадки тайны «Дон Жуана».

Современную оригинальную интерпретацию знаменитого шедевра Моцарта предложила режиссёр Ольга Полякова, участвовавшая со своей необычной задумкой в конкурсе оперных проектов во Франции. До премьеры спектакль несколько лет «жил» в виртуальном пространстве. У Дон Жуана существовали личные страницы в соцсетях. Там он активно общался с девушками, проводил пикап-тренинги, выкладывал фотографии и посты о своих похождениях, путешествовал и отмечал геолокации. «Практический консультант по построению лёгких отношений, единственный в своём роде пикап-тренер, блогер, путешественник и художник по жизни» – вот его описание в соцсетях. И именно таким виртуальным соблазнителем Дон Жуан предстал на сцене театра оперы и балета Коми.

Когда собеседник категоричен и безапелляционен, диалогу сложно состояться. Но если собеседники готовы к разным вариациям в общении, то такой диалог не только возможен, но и весьма продуктивен: он дарит удивительную возможность перекинуть мост между выдающимся творением 18 века и контекстом той реальности, в которой мы живем.

Новую трактовку произведения взялась воплотить в жизнь постановочная команда сыктывкарского театра: главный дирижёр Роман Денисов, режиссёр Николай Глебов, художник из Екатеринбурга Дарья Бочкарева, художники видеоконтента Михаил Смолко и Александр Бондаренко, хормейстеры Ольга Рочева и Алла Швецова, художник по свету Нелли Сватова.

Оперу о наказанном распутнике должны были поставить ещё в прошлом сезоне, однако спектакль пришлось отложить сначала из-за пандемии, затем работу приостановила международная ситуация.

Долгожданная премьера оперы «Дон Жуан» состоялась в минувшую пятницу и собрала полный зрительный зал. Публика была заинтригована обещанием постановщиков преподнести ей известную своей многозначностью «оперу опер» (как назвал ее влюбленный в композитора Эрнст Теодор Амадей Гофман) в совершенно неожиданном и актуальном современном прочтении.

Индивидуальная трактовка сюжета, сохранившая замысел композитора и либреттиста, обращает внимание зрителя на сегодняшний день с её стремительно меняющейся реальностью и огромными информационными потоками. Символизм, окружающий главных героев, подчеркивает и усиливает смысловую нагрузку оперы, а также помогает разгадать скрытые смыслы и расшифровать подтексты великого реформатора Моцарта. Интересные режиссёрские находки и неожиданная развязка позволяют иначе взглянуть на реалии жизни с её прежними и новыми ценностями.

В новой постановке зрителей ожидало множество непредсказуемых поворотов канонического сюжета, где, казалось бы, всем знакомые ситуации высветились с совершенно иной стороны. Так, знаменитый соблазнитель живет в мире социальных сетей и интернета. Лаконичные декорации и образы перенесли зрителя из привычного произведения 18-го века в наши дни, где огромную часть жизни занимают нескончаемые переписки, селфи и мессенджеры. В руках героев оперы – смартфоны. Пышные платья, кринолины и элегантные мужские костюмы сменила простая и удобная современная одежда. Все, что происходило у героев в их гаджетах, зритель видел на больших экранах, расположенных прямо на сцене.

– Зависимость от гаджетов стоит у нас на первом месте в спектакле. Все сцены, все идеи показываются сквозь призму неживого общения через мессенджеры и соцсети, – рассказывает дирижёр-постановщик Роман Денисов, – Этот спектакль, когда его писал Моцарт, был невероятно новаторским. И мы не имеем право не идти в ногу со временем. Моцарт бы не оценил, если бы мы не сделали его новаторским, таким, каким его никто и никогда не видел! Для нашего театра большая честь, что мы поставили спектакль, который, может быть, даже шокирует кого-то.

Музыкальная часть осталась неизменной. Талантливая, ярко-театральная, изобретательная музыка Моцарта в исполнении оркестра театра оперы и балета Республики Коми звучала иронично, живо и проникновенно. Спектакль шёл на итальянском языке, на русском – только речетативы. Опера, проникнутая юмором и драматизмом одновременно, смотрелась и воспринималась очень легко, «на одном дыхании», несмотря на солидный хронометраж.

Постановка получилась зрелищной и символичной, а вот её отсылки к современности – абсолютно прямолинейными. А сколько интересных творческих находок! Здесь было, над чем задуматься и что обсудить.

В спектакле приняли участие девять солистов, хор и оркестр театра оперы и балета. Церлина (Яна Пикулева), Мазетто (Игорь Земской), Дон Оттавио (Михаил Ярмольский), Донна Анна (Иране Ибрагимли), Донна Эльвира (Дарья Гапонова), Лепорелло (Алексей Петров), Командор (Максим Палий) – артисты сумели создать характерные моцартовские образы, раскрыв их в сложнейших ариях, речетативах и ансамблях.

Образ Дон Жуана полностью переосмыслен. В этой постановке Дон Жуан – яркий представитель поколения XXI века, имеющий сразу две ипостаси. Солист Никита Одалин – первый, настоящий Дон Жуан. Он азартно и умело манипулирует происходящим, сидя дома за компьютером, с охотой соблазняет дам в сети, но не способен прийти к ним на личную встречу. Второй Дон Жуан (Андрей Ковалёв) – подставной. Это лишь аватар главного героя, нанятый актёр, который по указке заказчика встречается с девушками. Он совершенно не смыслит в премудростях пикапа и флирта, и любовными победами обязан своему нанимателю, который контролирует каждое его действие и каждое слово через наушник. Список завоеванных Дон Жуаном красавиц, «дам всех сословий, всех примет и всяких лет» огромен. Знаменитую «Арию со списком» сопровождает парад жертв великого соблазнителя, который мы видим на экране, транслирующем изображение дисплея телефона Дон Жуана.

И, как и в классической версии, этот список прерывается лишь на донне Анне. При встрече с девушкой в наушнике подставного Дон Жуана происходит технический сбой, он теряется, совершает серьезную ошибку, а затем и роковое убийство Командора. На этом небывалая удача оставляет обоих виновников происходящего.

– Это принципиальная вещь, когда можно за аватаркой скрыть свою настоящую личность. Часто неприглядную, разложившуюся, не следящую за своим здоровьем, ведущую нездоровый образ жизни. Можно создать впечатление успешности, красоты, а вместо этого быть человеком, который сидит в своей скорлупе. Мы выбирали артистов так, чтобы подчеркнуть контраст. Нам повезло, что у нас два прекрасных баритона совершенно разной фактуры, которые справляются с этой сложнейшей партией, – пояснил Роман Денисов.

Сценография спектакля минималистична и четко зонирована. На сцене – кафе, зал, рабочий кабинет Дон Жуана. Большую часть пространства занимают экраны, куда транслируются личные страницы героев, экраны их телефонов, компьютеров, все переписки и выкладываемые фото. В приложении для знакомств Дон Жуан назначает встречи. Смерть Командора транслируется в прямом эфире. Массовка делает селфи, драка между Дон Жуаном и Мазетто обыграна как битва в видеоигре, а еду заказывают через приложение. Даже смерть Дон Жуана от рук Командора – и та цифровая! Это вирус, чьё вмешательство удаляет страницы, учетные записи и все контакты героя. Без них он просто перестает существовать. Зрительный зал буквально загипнотизировали минорные послания Командора и появившееся на дисплее изображение троллфейса – лица, расплывшегося в злой хитрой улыбке.

Предсказать финал было невозможно. Однако, как и в классической версии, главная загадка оперы – Дон Жуан – оказался верен себе до конца. А, значит, расплата была неизбежна…