Опера «Сказки Гофмана» – очередной музыкальный деликатес. Дневник фестиваля

Театр оперы и балета Республики Коми побаловал зрителя очередным музыкальным деликатесом. Волнующая, таинственная опера с роковой репутацией «Сказки Гофмана», представленная в рамках XXXI Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс», стала прекрасным подарком для тех, кто любит всё странное, мистическое и гротескное.

Необычное, лоскутное и прекрасное зрелище: великолепные декорации и свет, фантазийные, фантастичные, в чем-то даже немного безумные костюмы. Кроме того, эта опера отличается сложнейшими вокальными партиями.

Постановка Ильи Можайского «Сказки Гофмана» до сих пор остается одной из лучших по оформлению, исполнению и художественному замыслу. А фестивальный спектакль порадовал еще и невероятно интересным, ярким составом талантливых исполнителей. Среди артистов нашего театра были задействованы и молодые любимцы сыктывкарской публики, и опытные солисты: Анастасия Морараш, Елена Лодыгина, Андрей Ковалёв, Ольга Сосновская, Максим Палий, Яна Пикулева, Михаил Ярмольский, Геннадий Муралёв, Наталья Батлукова и Никита Одалин. Оркестром дирижировал в этот вечер главный дирижер театра, маэстро Роман Денисов.

Премьера оперы «Сказки Гофмана» состоялась в Париже 140 лет назад, и, тем не менее, даже сейчас все еще находят новые страницы партитуры и либретто. Жака Оффенбаха прозвали «Моцартом Елисейских Полей» из-за потрясающего мелодического дара. Но создатель многочисленных оперетт всю жизнь мечтал написать серьезную оперу. Правда, у композитора уже была одна опера- «Ундина», созданная в 1846 году, но она не принесла ему известности и быстро канула в Лету. В 1851 году Жак Оффенбах познакомился с пьесой Жюля Барбье «Сказки Гофмана», которую французский драматург написал на основе фантастических историй Гофмана. Уже тогда композитор подумал, что пьеса может стать либретто для оперы. Время шло, но он не забыл о Гофмане. И наконец чувствуя, что его силы убывают, взялся за оперу, либреттистом которой стал тот же Жюль Барбье в содружестве с Мишелем Карре.

Композитор умер за год до премьеры, оставив свое произведение незавершенным. Существуют несколько редакций оперы, с диалогами и речитативами, и театры выбирают ту, которая им больше нравится, иногда меняя последовательность актов «Антония» и «Джульетта». Жак Оффенбах создал оперу на закате жизни, за несколько месяцев до смерти. Получилось что-то вроде духовного завещания.

В постановке нашего театра опера состоит из пяти картин, включая пролог и эпилог. Повествовательные пролог и эпилог окаймляют фантастически акты, в которых Гофман рассказывает историю своих любовных увлечений. Главный герой мечется между реальным миром и иллюзорным. Однако и безумные пляски, и механическая кукла, и зеркало, похищающее душу, и поющая картина, и жуткая лаборатория, – все здесь имеет глубокий философский подтекст.

В этот вечер партию Гофмана исполнил Роман Арндт – молодой певец из Санкт-Петербурга, обладающий замечательным тенором редкой красоты, пластичности и объема. Обликом он был настоящий поэт — то растерянный и беспомощный, то восторженный и влюбленный.

Друг поэта Никлаус принимает образ Музы и свободно перемещается между реальностью и галлюцинациями поэта. Верной Музой, оберегающей поэта в его безумии в этот вечер была Яна Пикулева. А вот всех злодеев исполнил, как это нередко делается, один певец. «Черный» доктор-шарлатан, страшный демон-харизмат в темных очках. Он же Бес-искуситель (Линдорф, Коппелиус, Дапертутто, доктор Миракль), он же бас-баритон Дмитрий Степанович (Москва), восхитивший публику великолепным мощным вокалом и выразительной игрой.

Все необычные возлюбленные главного героя прекрасны. Анастасия Морараш в роли механической куклы Олимпии – это певица, у которой все колоратуры, трели и пассажи в тандеме с танцами и сложными «кукольными» движениями кажутся исполненными легко и с улыбкой. Мастерское владение голосом позволило Ольге Сосновской убедительно воплотить партии Джульетты и Стеллы. Антония Елены Лодыгиной получилась теплой и трагично-трогательной.

Вообще, опера «Сказки Гофмана» – это произведение, которое можно подвести под жизнь любого творца. Поэт, создатель, фантазёр – он обречен на вечное одиночество, с ним только Муза, справедливая и требовательная и само искусство, в котором несчастный творец может найти утешение. Все остальное обманчиво и преходяще.

 

Анна Ашихмина