На этой неделе – премьера оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин»!

1 и 2 ноября Академический театр оперы и балета Республики Коми подставляет премьеру оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» (12+). 31 октября в рамках проекта «Театр, молодость, творчество — поколение будущего» премьеру посмотрят студенты Сыктывкарского государственного университета им. П. Сорокина.

2024 год знаменательный для этого оперного шедевра: 145 лет исполнилось со дня премьеры оперы «Евгений Онегин». В этом году отмечается 225-летие со дня рождения А. С. Пушкина — автора одноименного романа в стихах, который и лёг в основу оперного либретто.

В истории Академического театра оперы и балета Республики Коми опера «Евгений Онегин» занимает свои знаковые страницы. 26 августа 1958 года премьерой этой оперы в постановке режиссера Алексея Киреева состоялось открытие Республиканского музыкального театра Коми АССР. С тех пор в театре «Евгений Онегин» всегда был в репертуаре, сама опера стала его своеобразной визитной карточкой, гордостью и историей. Вторую постановку «Евгения Онегина» осуществил в 1968 году режиссер Юрий Петров, третью в 1991 году — художественный руководитель и главный режиссер театра Ия Бобракова, бережно сохранял этот спектакль в репертуаре театра главный режиссёр Илья Можайский.

Новая постановка «Евгения Онегина» авторский спектакль одного из ведущих музыкальных режиссеров России, народного артиста России, лауреата Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Юрия Александрова.  Режиссер осуществил около 300 постановок в оперных театрах России и зарубежья, стал основателем и художественным руководителем камерного музыкального театра «Санкт-Петербург Опера». Его спектакли всегда становятся событием в культурной жизни России. Александров ставил в Большом театре, в Мариинском, в «Новой Опере», в «Метрополитен-опера», «Ла Скала», в Турции, Казахстане, Сербии, Беларуси, Литве, Латвии, Молдове, Польше, Эстонии. «Евгений Онегин» в постановке Юрия Александрова позволит зрителю по-новому взглянуть на известный сюжет.

«Сегодняшняя версия «Евгения Онегина» — последовательное утверждение моей режиссуры, режиссуры авторской, активно отрицающей литературно-инсценировочный принцип, режиссуры ассоциативной, требующей активного соучастия публики, ее сопереживания, эмоционального восприятия душой и сердцем великой музыки Чайковского!» — отмечает режиссер.

Действие спектакля перенесено из начала XIX века в его конец, из эпохи Пушкина – в эпоху Чехова. На первый план режиссер выводит не дворянскую жизнь России с ее шикарными усадьбами, пышными балами и празднествами, а русскую душу с ее душевными переживаниями, духовными и нравственными исканиями. В центре этих исканий главная героиня спектакля Татьяна Ларина. Чайковский начал писать свою оперу со сцены письма Татьяны Онегину и изначально хотел назвать ее «Татьяна Ларина». По замыслу режиссера именно Татьяна становится эмоциональным и духовным стержнем всех драматических событий спектакля, своей юной бурной фантазией создавая редкую по красоте и несбыточности романтическую историю. Сама опера в постановке Юрия Александрова – это внутренний мир Татьяны, душевные порывы и мечты о большой любви. Поэтому сам спектакль легкий, фантазийный, не отягощенный громоздкими декорациями и оперными штампами. Сцены постановки Александрова органично передают душевные переживания героев, подчеркивая глубину их чувств и эмоций.

Художник спектакля — главный художник Михайловского театра (Санкт-Петербург), народный художник России Вячеслав Окунев нашел изысканное, стильное решение декораций и костюмов. С помощью почти невесомых материалов, кружевных переплетений он создает на сцене атмосферу легкости и воздушности девичьих грез. Времена года сменяют друг друга, жизнь совершает свой круговорот – в спектакле этому найдено зримое решение. И на открытом пространстве сцены кружится, мечется, летает – живет – юная девичья душа…Музыкальный руководитель постановки хорошо знакомый сыктывкарскому зрителю дирижер Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича — Данченко  Ариф Дадашев.  Хореограф спектакля – премьер балетной труппы театра Роман Миронов. К премьере уже пошито более 180 костюмов.

«С нетерпением жду встречи с сыктывкарской публикой! Уверен, что в зрительном зале найду людей, которые со школьной скамьи впитывали в себя творчество Пушкина и Чайковского — двух величайших гениев России, для которых множество смыслов и нюансов этого поразительного сочинения стали культурной библией, сопровождающей русского человека на протяжении всей его жизни… Поэтому снова и снова возвращаюсь к Пушкину,» — говорит Юрий Александров.