1 и 2 ноября Академический театр оперы и балета Республики Коми подставляет премьеру оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» (12+). 31 октября в рамках проекта «Театр, молодость, творчество — поколение будущего» премьеру посмотрят студенты Сыктывкарского государственного университета им. П. Сорокина.
2024 год знаменательный для этого оперного шедевра: 145 лет исполнилось со дня премьеры оперы «Евгений Онегин». В этом году отмечается 225-летие со дня рождения А. С. Пушкина — автора одноименного романа в стихах, который и лёг в основу оперного либретто.
В истории Академического театра оперы и балета Республики Коми опера «Евгений Онегин» занимает свои знаковые страницы. 26 августа 1958 года премьерой этой оперы в постановке режиссера Алексея Киреева состоялось открытие Республиканского музыкального театра Коми АССР. С тех пор в театре «Евгений Онегин» всегда был в репертуаре, сама опера стала его своеобразной визитной карточкой, гордостью и историей. Вторую постановку «Евгения Онегина» осуществил в 1968 году режиссер Юрий Петров, третью в 1991 году — художественный руководитель и главный режиссер театра Ия Бобракова, бережно сохранял этот спектакль в репертуаре театра главный режиссёр Илья Можайский.
Новая постановка «Евгения Онегина» — авторский спектакль одного из ведущих музыкальных режиссеров России, народного артиста России, лауреата Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Юрия Александрова. Режиссер осуществил около 300 постановок в оперных театрах России и зарубежья, стал основателем и художественным руководителем камерного музыкального театра «Санкт-Петербург Опера». Его спектакли всегда становятся событием в культурной жизни России. Александров ставил в Большом театре, в Мариинском, в «Новой Опере», в «Метрополитен-опера», «Ла Скала», в Турции, Казахстане, Сербии, Беларуси, Литве, Латвии, Молдове, Польше, Эстонии. «Евгений Онегин» в постановке Юрия Александрова позволит зрителю по-новому взглянуть на известный сюжет.
«Сегодняшняя версия «Евгения Онегина» — последовательное утверждение моей режиссуры, режиссуры авторской, активно отрицающей литературно-инсценировочный принцип, режиссуры ассоциативной, требующей активного соучастия публики, ее сопереживания, эмоционального восприятия душой и сердцем великой музыки Чайковского!» — отмечает режиссер.
Действие спектакля перенесено из начала XIX века в его конец, из эпохи Пушкина – в эпоху Чехова. На первый план режиссер выводит не дворянскую жизнь России с ее шикарными усадьбами, пышными балами и празднествами, а русскую душу с ее душевными переживаниями, духовными и нравственными исканиями. В центре этих исканий главная героиня спектакля Татьяна Ларина. Чайковский начал писать свою оперу со сцены письма Татьяны Онегину и изначально хотел назвать ее «Татьяна Ларина». По замыслу режиссера именно Татьяна становится эмоциональным и духовным стержнем всех драматических событий спектакля, своей юной бурной фантазией создавая редкую по красоте и несбыточности романтическую историю. Сама опера в постановке Юрия Александрова – это внутренний мир Татьяны, душевные порывы и мечты о большой любви. Поэтому сам спектакль легкий, фантазийный, не отягощенный громоздкими декорациями и оперными штампами. Сцены постановки Александрова органично передают душевные переживания героев, подчеркивая глубину их чувств и эмоций.
Художник спектакля — главный художник Михайловского театра (Санкт-Петербург), народный художник России Вячеслав Окунев нашел изысканное, стильное решение декораций и костюмов. С помощью почти невесомых материалов, кружевных переплетений он создает на сцене атмосферу легкости и воздушности девичьих грез. Времена года сменяют друг друга, жизнь совершает свой круговорот – в спектакле этому найдено зримое решение. И на открытом пространстве сцены кружится, мечется, летает – живет – юная девичья душа…Музыкальный руководитель постановки хорошо знакомый сыктывкарскому зрителю дирижер Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича — Данченко Ариф Дадашев. Хореограф спектакля – премьер балетной труппы театра Роман Миронов. К премьере уже пошито более 180 костюмов.
«С нетерпением жду встречи с сыктывкарской публикой! Уверен, что в зрительном зале найду людей, которые со школьной скамьи впитывали в себя творчество Пушкина и Чайковского — двух величайших гениев России, для которых множество смыслов и нюансов этого поразительного сочинения стали культурной библией, сопровождающей русского человека на протяжении всей его жизни… Поэтому снова и снова возвращаюсь к Пушкину,» — говорит Юрий Александров.
Продолжая использовать сайт komiopera.ru вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Политике cookie файлов