Елена Андриенко: «Добро всегда должно побеждать, пусть даже через сто лет»

Свой очередной, 66-й сезон Театр оперы и балета Республики Коми открывает 15 и 16 сентября восстановленным балетом П. И. Чайковского «Спящая красавица» (балетмейстер-постановщик – Наталья Терентьева).

Этот один из самых красивых и пышных спектаклей сыктывкарские зрители не видели с 2017 года. Мариус Петипа поставил «Спящую красавицу» в 1890 году для Большого театра. На сыктывкарской сцене балет получил воплощение в 1995 году благодаря балетмейстеру Ивану Паршагину. В 2009 году свою редакцию шедевра мирового балета представила Любовь Сизова. А в марте 2017 года сыктывкарский зритель познакомился с вариантом Натальи Терентьевой: спектакль получился волшебный, светлый, фееричный.

Педагогом-репетитором восстановленной версии Натальи Терентьевой стала заслуженная артистка России, доцент кафедры хореографии ГИТИСа, ведущая солистка Большого театра Елена Андриенко. За две недели пребывания в нашем городе опытный и внимательный московский педагогуспела провести большую кропотливую работу с артистами сыктывкарской балетной труппы.

Елена Андриенко: «Добро всегда должно побеждать, пусть даже через сто лет», изображение №1

Биография:

Елена Андриенко родилась в Киеве. Некоторое время училась в Киевском хореографическом училище, затем была переведена в Московское (ныне Московская государственная академия хореографии). По окончании училища (класс Софьи Головкиной) в 1991 г. была принята в балетную труппу Большого театра, где ее педагогом стала Марина Семенова, педагогом-репетитором – Людмила Семеняка. В обширном репертуаре Елены Андриенко лирические, романтические и комически-гротескные партии в многочисленных балетах различных хореографов (М. Петипа, М. Фокин, Ю. Григорович, В. Васильев, Л. Лавровский, М. Лавровский, Дж. Баланчин, Дж. Кранко, А. Ратманский). Её героини отличаются неординарной силой характера и вместе с тем элегантной женственностью. Елена Андриенко стала первой исполнительницей партии Принцессы-Лебедь в премьерном спектакле балета «Лебединое озеро» в хореографии В. Васильева, партии Дамы сердца в балете «Фантазия на тему Казановы» в постановке М. Лавровского, а также в некоторых других спектаклях Большого театра. В настоящее время Елена Андриенко преподает в ГИТИСе, готовит хореографов.

 Елена Андреевна, вы ведь не впервые в Сыктывкаре?

–Сотрудничество с театром оперы и балета Коми началось очень давно. В 2013 году я приезжала сюда еще в качестве артистки на XXIII международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» имени народной артистки России Ии Бобраковой, танцевала «Лебединое озеро». Так сложились обстоятельства, что партнер, который должен был здесь со мной танцевать, не смог приехать. И за очень короткий срок, буквально за несколько дней, эту партию со мной подготовил теперь уже премьер Большого театра Денис Родькин. В то время он был начинающим артистом, и именно здесь, в вашем театре, состоялся его дебют в партии Зигфрида. Мы замечательно станцевали с вашей труппой, с вашим оркестром, нас прекрасно принимал зритель.

В дальнейшем в вашем театре работала моя коллега Марианна Альбертовна Рыжкина. Она меня даже приглашала приехать сюда на одну из постановок в качестве педагога. Но, к сожалению, в то время у меня были другие планы.

В этот раз пригласить меня в качестве педагога-репетитора директору театра Дмитрию Николаевичу Степанову порекомендовала балетмейстер-постановщик Юлиана Геннадьевна Малхасянц – моя коллега. С ней я работала в Красноярском театре оперы и балета имени Д. А. Хворостовского на постановке «Катарина, или Дочь разбойника» Ц. Пуни.

Чтобы восстановить спектакль, который не шёл более шести лет, в общем-то, присутствие нового хореографа не обязательно. Просто нужно скрупулёзно, по имеющейся видеозаписи восстановить все хореографические моменты, которые были сделаны предыдущим хореографом. В этом, пожалуй, и заключалась моя работа.

Елена Андриенко (Принцесса Аврора) и Константин Иванов (Принц Дезире)
Елена Андриенко (Принцесса Аврора) и Константин Иванов (Принц Дезире)

 А вас было всего две недели. Как проходил репетиционный процесс?

– У вас хорошая труппа, прекрасные артисты. Я попросила, чтобы к моему приезду те, кто не был занят в этом спектакле, выучили порядок, чтобы они знали те движения, которые делают на определенную музыку. Дальше шёл уже непосредственно сам репетиционный процесс, отшлифовки всех элементов и движений, после чего собирался спектакль: сначала по актам, по каким-то сценам, солисты соединялись с кордебалетом… Потом все это собиралось на сцене.

 Расскажите, пожалуйста, о постановке. Авторская хореография полностью сохранена или есть какие-то новые нюансы, изменения, дополнения?

В каждой версии любой хореограф отталкивается от предыдущих хореографических версий старших поколений, от великих мастеров, которые сохраняли эту хореографию и передавали из поколение в поколение.

Ваша редакция похожа по своей основной структуре спектакля на санкт-петербургскую версию, идущую в Мариинском театре. Поскольку я работала в Большом театре, то исполняла редакцию, поставленную Юрием Николаевичем Григоровичем: когда пришла в театр – его вторую редакцию, сейчас – его третью редакцию 2011 года. Юрий Николаевич сам вышел из Санкт-Петербургской академии русского балета, и долгое время работал в Мариинском театре. Безусловно, он сохранил традиции Мариинского театра, сделав какие-то моменты более авторскими. Естественно, как любой хореограф, он поменял часть хореографии, чтобы сначала его версии звучали как версии Мариуса Ивановича Петипа. А вот третья – это уже непосредственно его хореографическая редакция. Но он настолько хорошо владеет петербургским стилем, что даже там, где он внес какие-то видоизменения в вариации, в сами танцы, в сказки – всё это настолько гармонично, что непрофессионал даже не отличит версию Санкт-Петербурга от московской версии. Большинство основных моментов в них остаются для многих хореографов неизменными – адажио, вариации, па-де-де и так далее. Сохранение наследия – это очень важно и очень правильно! А вот мизансцены, массовые сцены часто меняют, чтобы спектакль не оставался в архаике, а шел вперед в наше быстротечное время и был интересен современному зрителю.

Елена Андриенко и Николай Цискаридзе
Елена Андриенко и Николай Цискаридзе

 Репетитор может вносить свои изменения в постановку?

– Нет, он не имеет право. Но всегда у каждой балерины есть какие-то нюансы – одной идет одна позировка, другой другая. То есть, внести какие-то декорационные, оформляющие балерину моменты по позам – это возможно. Но менять хореографию – это неправильно, иначе уходит смысл той или иной постановки. Конечно, интереснее, когда педагог работает вместе с хореографом и иногда подает ему какие-то идеи, да и артисты иногда подают интересные идеи. Это такой совместный творческий процесс, в который включены все, он не может быть односторонним.

Я, к сожалению, не работала вместе с хореографом-постановщиком вашей «Спящей красавицы». Но мне прислали видеозапись спектакля. Я её посмотрела и поняла, что постановка близка по своим основным моментам к петербургской версии Константина Сергеева и Наталии Дудинской. Конечно, всю хореографию мы сохранили.

– Елена Андреевна, насколько комфортно вам было работать с артистами сыктывкарской труппы?

– Очень комфортно. В труппе очень много молодых лиц. Есть и замечательные опытные артисты, которые служат примером для молодёжи в работе: они работают в полную силу, и всегда работают с образом. Их не нужно просить что-то добавить в образ или убавить… Это и есть профессионализм. Профессиональный артист, даже на репетиции, даже в небольшой партии будет находиться в образе.

Елена Андриенко: «Добро всегда должно побеждать, пусть даже через сто лет», изображение №4

 Кого из профессионалов нашей труппы вы можете выделить?

– Безусловно, это ваша прима-балерина Наталья Супрун, которая будет исполнять главную партию Принцессы Авроры. Это, несомненно, Наталия Балыкина, которая выйдет в партии Феи Сирени. Ну и, конечно, премьер Роман Миронов, который всегда танцевал первые партии, а сейчас вошел в образ Феи Карабос. И, как мне кажется, он получает от этого огромное удовольствие. Такой вот контраст: иногда премьерам хочется себя почувствовать в каких-то более драматически интересных образах, помимо привычных для них партий Принцев, Графов…. Я считаю, что эта партия ему тоже очень подходит, просто стопроцентное попадание! Вот эти три артиста являются примером того, как надо подходить к репетиционному процессу.

 Планируете в дальнейшем сотрудничать с нашей труппой?

– Я не люблю загадывать. Это зависит от надобности труппы. Если есть надобность – то существуют переговоры. Творческий процесс всегда идет, наша жизнь никогда не останавливается на каких-то достижениях. Конечно, интересно было бы поработать над какими-то новыми вариантами редакций классических балетов. Я хорошо отношусь к современному танцу, но все-таки считаю, что он не существует также долго как классика в балетной истории. Современные постановки проходят, и когда интерес к ним ослабевает – они уходят в прошлое. А классика вечна. Вот казалось бы такой наивный балет «Спящая красавица»… Может кто-то даже назовет его архаичным. Но в нашей, несущейся в бешеном темпе жизни, иногда не хватает каких-то важных человеческих моментов: остановиться и понять, что вот это хорошо, а это плохо, это добро, а это зло, что нужно быть к друг другу внимательнее и добрее… «Спящая красавица» – балет, который поднимает вечную тему борьбы добра со злом. И добро – оно всегда должно побеждать, пусть даже через сто лет! Все эти общечеловеческие ценности сейчас очень важны.

Беседовала Анна Ашихмина