Свой очередной, 66-й сезон Театр оперы и балета Республики Коми открывает 15 и 16 сентября восстановленным балетом П. И. Чайковского «Спящая красавица» (балетмейстер-постановщик – Наталья Терентьева).
Этот один из самых красивых и пышных спектаклей сыктывкарские зрители не видели с 2017 года. Мариус Петипа поставил «Спящую красавицу» в 1890 году для Большого театра. На сыктывкарской сцене балет получил воплощение в 1995 году благодаря балетмейстеру Ивану Паршагину. В 2009 году свою редакцию шедевра мирового балета представила Любовь Сизова. А в марте 2017 года сыктывкарский зритель познакомился с вариантом Натальи Терентьевой: спектакль получился волшебный, светлый, фееричный.
Педагогом-репетитором восстановленной версии Натальи Терентьевой стала заслуженная артистка России, доцент кафедры хореографии ГИТИСа, ведущая солистка Большого театра Елена Андриенко. За две недели пребывания в нашем городе опытный и внимательный московский педагогуспела провести большую кропотливую работу с артистами сыктывкарской балетной труппы.
Биография:
Елена Андриенко родилась в Киеве. Некоторое время училась в Киевском хореографическом училище, затем была переведена в Московское (ныне Московская государственная академия хореографии). По окончании училища (класс Софьи Головкиной) в 1991 г. была принята в балетную труппу Большого театра, где ее педагогом стала Марина Семенова, педагогом-репетитором – Людмила Семеняка. В обширном репертуаре Елены Андриенко лирические, романтические и комически-гротескные партии в многочисленных балетах различных хореографов (М. Петипа, М. Фокин, Ю. Григорович, В. Васильев, Л. Лавровский, М. Лавровский, Дж. Баланчин, Дж. Кранко, А. Ратманский). Её героини отличаются неординарной силой характера и вместе с тем элегантной женственностью. Елена Андриенко стала первой исполнительницей партии Принцессы-Лебедь в премьерном спектакле балета «Лебединое озеро» в хореографии В. Васильева, партии Дамы сердца в балете «Фантазия на тему Казановы» в постановке М. Лавровского, а также в некоторых других спектаклях Большого театра. В настоящее время Елена Андриенко преподает в ГИТИСе, готовит хореографов.
– Елена Андреевна, вы ведь не впервые в Сыктывкаре?
–Сотрудничество с театром оперы и балета Коми началось очень давно. В 2013 году я приезжала сюда еще в качестве артистки на XXIII международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» имени народной артистки России Ии Бобраковой, танцевала «Лебединое озеро». Так сложились обстоятельства, что партнер, который должен был здесь со мной танцевать, не смог приехать. И за очень короткий срок, буквально за несколько дней, эту партию со мной подготовил теперь уже премьер Большого театра Денис Родькин. В то время он был начинающим артистом, и именно здесь, в вашем театре, состоялся его дебют в партии Зигфрида. Мы замечательно станцевали с вашей труппой, с вашим оркестром, нас прекрасно принимал зритель.
В дальнейшем в вашем театре работала моя коллега Марианна Альбертовна Рыжкина. Она меня даже приглашала приехать сюда на одну из постановок в качестве педагога. Но, к сожалению, в то время у меня были другие планы.
В этот раз пригласить меня в качестве педагога-репетитора директору театра Дмитрию Николаевичу Степанову порекомендовала балетмейстер-постановщик Юлиана Геннадьевна Малхасянц – моя коллега. С ней я работала в Красноярском театре оперы и балета имени Д. А. Хворостовского на постановке «Катарина, или Дочь разбойника» Ц. Пуни.
Чтобы восстановить спектакль, который не шёл более шести лет, в общем-то, присутствие нового хореографа не обязательно. Просто нужно скрупулёзно, по имеющейся видеозаписи восстановить все хореографические моменты, которые были сделаны предыдущим хореографом. В этом, пожалуй, и заключалась моя работа.
– А вас было всего две недели. Как проходил репетиционный процесс?
– У вас хорошая труппа, прекрасные артисты. Я попросила, чтобы к моему приезду те, кто не был занят в этом спектакле, выучили порядок, чтобы они знали те движения, которые делают на определенную музыку. Дальше шёл уже непосредственно сам репетиционный процесс, отшлифовки всех элементов и движений, после чего собирался спектакль: сначала по актам, по каким-то сценам, солисты соединялись с кордебалетом… Потом все это собиралось на сцене.
– Расскажите, пожалуйста, о постановке. Авторская хореография полностью сохранена или есть какие-то новые нюансы, изменения, дополнения?
–В каждой версии любой хореограф отталкивается от предыдущих хореографических версий старших поколений, от великих мастеров, которые сохраняли эту хореографию и передавали из поколение в поколение.
Ваша редакция похожа по своей основной структуре спектакля на санкт-петербургскую версию, идущую в Мариинском театре. Поскольку я работала в Большом театре, то исполняла редакцию, поставленную Юрием Николаевичем Григоровичем: когда пришла в театр – его вторую редакцию, сейчас – его третью редакцию 2011 года. Юрий Николаевич сам вышел из Санкт-Петербургской академии русского балета, и долгое время работал в Мариинском театре. Безусловно, он сохранил традиции Мариинского театра, сделав какие-то моменты более авторскими. Естественно, как любой хореограф, он поменял часть хореографии, чтобы сначала его версии звучали как версии Мариуса Ивановича Петипа. А вот третья – это уже непосредственно его хореографическая редакция. Но он настолько хорошо владеет петербургским стилем, что даже там, где он внес какие-то видоизменения в вариации, в сами танцы, в сказки – всё это настолько гармонично, что непрофессионал даже не отличит версию Санкт-Петербурга от московской версии. Большинство основных моментов в них остаются для многих хореографов неизменными – адажио, вариации, па-де-де и так далее. Сохранение наследия – это очень важно и очень правильно! А вот мизансцены, массовые сцены часто меняют, чтобы спектакль не оставался в архаике, а шел вперед в наше быстротечное время и был интересен современному зрителю.
– Репетитор может вносить свои изменения в постановку?
– Нет, он не имеет право. Но всегда у каждой балерины есть какие-то нюансы – одной идет одна позировка, другой другая. То есть, внести какие-то декорационные, оформляющие балерину моменты по позам – это возможно. Но менять хореографию – это неправильно, иначе уходит смысл той или иной постановки. Конечно, интереснее, когда педагог работает вместе с хореографом и иногда подает ему какие-то идеи, да и артисты иногда подают интересные идеи. Это такой совместный творческий процесс, в который включены все, он не может быть односторонним.
Я, к сожалению, не работала вместе с хореографом-постановщиком вашей «Спящей красавицы». Но мне прислали видеозапись спектакля. Я её посмотрела и поняла, что постановка близка по своим основным моментам к петербургской версии Константина Сергеева и Наталии Дудинской. Конечно, всю хореографию мы сохранили.
– Елена Андреевна, насколько комфортно вам было работать с артистами сыктывкарской труппы?
– Очень комфортно. В труппе очень много молодых лиц. Есть и замечательные опытные артисты, которые служат примером для молодёжи в работе: они работают в полную силу, и всегда работают с образом. Их не нужно просить что-то добавить в образ или убавить… Это и есть профессионализм. Профессиональный артист, даже на репетиции, даже в небольшой партии будет находиться в образе.
– Кого из профессионалов нашей труппы вы можете выделить?
– Безусловно, это ваша прима-балерина Наталья Супрун, которая будет исполнять главную партию Принцессы Авроры. Это, несомненно, Наталия Балыкина, которая выйдет в партии Феи Сирени. Ну и, конечно, премьер Роман Миронов, который всегда танцевал первые партии, а сейчас вошел в образ Феи Карабос. И, как мне кажется, он получает от этого огромное удовольствие. Такой вот контраст: иногда премьерам хочется себя почувствовать в каких-то более драматически интересных образах, помимо привычных для них партий Принцев, Графов…. Я считаю, что эта партия ему тоже очень подходит, просто стопроцентное попадание! Вот эти три артиста являются примером того, как надо подходить к репетиционному процессу.
– Планируете в дальнейшем сотрудничать с нашей труппой?
– Я не люблю загадывать. Это зависит от надобности труппы. Если есть надобность – то существуют переговоры. Творческий процесс всегда идет, наша жизнь никогда не останавливается на каких-то достижениях. Конечно, интересно было бы поработать над какими-то новыми вариантами редакций классических балетов. Я хорошо отношусь к современному танцу, но все-таки считаю, что он не существует также долго как классика в балетной истории. Современные постановки проходят, и когда интерес к ним ослабевает – они уходят в прошлое. А классика вечна. Вот казалось бы такой наивный балет «Спящая красавица»… Может кто-то даже назовет его архаичным. Но в нашей, несущейся в бешеном темпе жизни, иногда не хватает каких-то важных человеческих моментов: остановиться и понять, что вот это хорошо, а это плохо, это добро, а это зло, что нужно быть к друг другу внимательнее и добрее… «Спящая красавица» – балет, который поднимает вечную тему борьбы добра со злом. И добро – оно всегда должно побеждать, пусть даже через сто лет! Все эти общечеловеческие ценности сейчас очень важны.
Беседовала Анна Ашихмина
Продолжая использовать сайт komiopera.ru вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Политике cookie файлов