Две стороны одной Королевы – премьера балета «Снежная королева»

Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен совершенно не любил маленьких детей и искренне негодовал, когда его называли «детским писателем». Он вообще не считал сказки чем-то значительным для своей писательской карьеры, возлагая надежды на «крупную форму» – романы, пьесы. А еще его «долговязая фигура и угловатые движения» (по воспоминаниям хореографа Бурнонвиля) не позволили ему в своё время стать балетным артистом. Однако реальность такова, что сказками Андерсена зачитываются и взрослые, и такие нелюбимые им дети. А связь с хореографическим искусством пронизывает всё творчество этого чудаковатого датского фантазера. Эта неразрывная связь продолжается и в наши дни.

Сказку Андерсена «Снежная королева» на балетную сцену переносили бессчетное количество раз, при этом канонической версии в мировом репертуаре нет, поэтому постановщики всегда получали полную свободу её изложения. В театрах разных стран историю Кая и Герды рассказывали под музыку Николая Римского-Корсакова, Сергея Прокофьева, Эдварда Грига… В Академическом театре оперы и балета Республики Коми «Снежная королева» обрела новые очертания под чудесную, выразительную, по-настоящему сказочную музыку финского композитора Туомаса Кантелинена.

Громкая российская премьера балета «Снежная королева» состоялась на сыктывкарской сцене за две недели до Нового года. Спектакль собирал аншлаги три дня подряд – 15, 16 и 17 декабря. Четыре премьерных показа (один из них прошел утром 17 декабря в сокращенном варианте, созданном постановщиками специально для детской аудитории) прошли с огромным успехом.

«Снежная королева» – второй опыт сотрудничества театра с Туомасом Кантелиненом. Сыктывкарский зритель уже хорошо знаком с его балетом-фантазией «Русалочка» в постановке Андрея Меркурьева, премьера которого с огромным успехом состоялась на сцене театра в сентябре 2022 года.

Сказки Андерсена, кажется, просто созданы для балета. Каждый эпизод «Снежной королевы» – вдохновляющий повод для классических балетных форм. Кроме того, в её иносказательном сюжете много излюбленных балетом образов и мотивов. Для того, чтобы юным театралам было проще знакомиться с балетным искусством, постановщики сконцентрировали фееричное и содержательное действо в двух отделениях. Каждая сцена и танцевальный номер наполнены динамикой и захватывают воображение зрителей с первых же минут. Сказочная история окутана зимним мистическим флёром и пронизана горячностью юных чистых сердец.

Две стороны одной Королевы, изображение №1

С непростой задачей перевести язык Андерсена на язык танца успешно справился хореограф-постановщик Александр Рюнтю (Москва), хорошо известный публике по постановке пятой редакции национального балета «Яг-Морт».

Его «Снежная королева» – это спектакль-синтез, соединяющий многослойную хореографию, современную музыку и саму историю Кая и Герды. Постановщик наполнил сценическую жизнь персонажей занятными подробностями и выразительными жестами, тем самым помогая каждому из них раскрыться, быть на сцене «самим собой». Хореографию Рюнтю точно не назовешь традиционной. Он удачно включил в повествование яркий колорит национального танца других стран: японский, восточный, русский с матрешками, испанский с тореадорами… Танец маленькой разбойницы, Танец живых роз, танцы Кая и Герды – эти номера порадовали свежестью и новизной хореографических приемов.

Важной частью спектакля является прекрасная сценография – традиционно сильная сторона как балетных, так и оперных постановок на сцене Академического театра оперы и балета Коми. Современные световые эффекты, талантливо выполненные декорации, разнообразные костюмы заслужили самой высокой оценки.

Две стороны одной Королевы, изображение №3

Волшебный мир «Снежной королевы» создали в премьерном спектакле главный художник театра Юрий Самодуров и художник по свету Нелли Сватова. Либретто – Екатерины Ширяевой. Дирижером-постановщиком спектакля выступил хорошо знакомый сыктывкарской публике Александр Дмитриев (Франция). Маэстро дирижировал спектаклями 15 и 16 декабря. 17 декабря за пульт встал главный дирижер Театра оперы и балета Коми Иван Виноградов.

С первых же нот зрители погрузились в чудесную теплую атмосферу старинной датской сказки, помещённой с помощью театральной магии внутрь стеклянного снежного шара. В зале были и взрослые, и совсем юные зрители. Однако, никакого специфического шума сопровождающего иногда спектакли, поставленные для смешанной «детско-взрослой» аудитории слышно не было. Никто не переговаривался с соседями, не жаловался на скуку и не шуршал конфетными фантиками. Все зрители были по-настоящему захвачены искрометным и фееричным зрелищем.

Сказочная, выразительная, свежая, очень мелодичная, ярко отображающая сюжет или характер того или иного персонажа музыка Туомаса Кантилинена задавала тон всему действию.

В главных партиях в дни премьеры блистали Наталья Супрун, Татьяна Бикмухаметова, Данис Файзуллин, Елизавета Мартынова, Анна Ткаченко. Замечательными перевоплощениями порадовали Екатерина Игнатова, Юлиана Стадник, Денис Мухаметов, Елена Быкова. Участие маленьких танцовщиков, учеников Детской студии классического балета при Академическом театре оперы и балета, внесло дополнительные нотки очарования в общую канву спектакля.

Две стороны одной Королевы, изображение №5

Одной из самых красочных сцен спектакля стала рождественская ярмарка, где танцевали куклы из Японии, России, Швеции, Испании и даже Персии. Благодаря современным мультимедиа на сцене летали приведения. А в чертогах замка Снежной Королевы расхаживали Снежные Великаны – впечатляющее, эффектное и немного устрашающее зрелище. От реалистичности ростовых фигур, выходящих в зал, шикарных декораций, массовых сцен и наикрасивейших костюмов балет искрился и сиял. А тихая сердечная красота, исходящая от трогательной истории преданной любви Герды к Каю, наполнила балет еще большим смыслом и глубокими светлыми переживаниями. Как и полагается в мудрых сказках с хорошим концом, зло отступило под натиском верности и самоотверженности любящих сердец. Даже холодно-прекрасная, выразительно-колючая, похожая на злой сверкающий осколок Снежная Королева, так мечтавшая завладеть непокорным Каем, дрогнула и отступила. Прима-балерине театра Наталье Супрун удалось продемонстрировать не только мрачную, но и хорошую, сильную сторону персонажа. У могущественной, одинокой и, казалось бы, бесчувственной повелительницы царства вечного холода в этой версии сказки появляется душа, тоскующая по теплу, по такой недоступной ей весне, по тому, что согревает Кая и Герду даже в самую лютую стужу…

Балет получился красочный, современный, новогодний, местами захватывающий дух и перехватывающий дыхание, атмосферный и фантазийный. Спектакль получил поддержку федеральной программы «Малые города 2023», помогающей уделить особое внимание городам России с уникальной культурой.