Дневник фестиваля. Балет «Яг-Морт»

Первой «ласточкой» фестиваля стал знаменитый национальный балет Якова Перепелицы «Яг-Морт», получивший высокую оценку не только от аплодирующего зрительного зала и восторженной ребятни за кулисами, но и от известных критиков и деятелей искусств.

Созданный композитором почти 60 лет назад, «Яг-Морт» стал творческой визитной карточкой театра, вехой в развитии музыкально-театрального искусства республики. Своеобразный, таинственный коми-фольклор, образно-выразительная музыка Якова Перепелицы, естественные и напевные мелодии, подкупающие своей самобытностью и искренностью, яркий национальный колорит и гармоничное сочетание народного танца и классического рисунка балета. Требовательная театральная публика тепло принимает уже четвертую постановку балета.

На открытии «Золотых ласточек» у сыктывкарских поклонников балетного искусства была одна из последних возможностей увидеть «Яг-Морт» в ныне существующей редакции. Уже весной 2021 года зрителям планируется представить совершенно новую версию балета, «большое шоу» – как выразился главный дирижер Театра оперы и балета РК Роман Денисов.

Национальная хореография – очень сложный процесс, требующий огромного профессионализма не только от создателей, но и от исполнителей. 14 ноября главные партии исполнили Роман Миронов (Яг-Морт), Наталья Супрун (Райда), Ринат Бикмухаметов (Туган), Екатерина Игнатова (Ёма), Артём Дудин (Окса), Юлия Чужмарова (Мада). Дирижировал спектаклем главный дирижер театра Роман Денисов.

Яг Морт – герой древних преданий коми народа. На языке зырян «яг» – лес, лесной, «морт» – человек. Страшный колдун, великан, похожий на дикого зверя, убивающий людей, уничтожающий их жилища, похищающий девушек. Лесной главарь всякой нечисти и предмет воздыхания Ёмы (аналога бабы Яги).

Солист балета Роман Миронов был демонически прекрасен в роли Яг-Морта. Впечатляют и очаровывают решения острогротесковыми танцевальными средствами: весь выразительный, колючий, «корягистый». Фигура, мысленно вызывающая образ северной деревянной скульптуры и создающая особую сказочную и мифическую атмосферу. Музыкальная тема персонажа энергична и зловеща. Однако, глядя на персонаж в исполнении солиста, веришь – Яг-Морт способен на настоящие чувства, он хочет любить и быть любимым, но ему не суждено обрести счастье.

А как нежна и изящна красавица Райда – прима-балерина театра Наталья Супрун. Очень точно найденный образ в танце, чистый и возвышенный, красочный и яркий. На сцене видишь юную, грациозную, невероятно легкую как пушинка девушку с доверчивой и искренней улыбкой. К ней наш злодей и воспылал страстью, то запугивая ее, то бросая к ногам все свои несметные богатства, но в конце горько поплатился за это.

Отдельно отмечу невероятно обаятельный персонаж Ёмы, исполненный Екатериной Игнатовой. Злая колдунья влюблена в Яг-Морта и ревностно оберегает его. Гибкая, необузданно-темпераментная, то язвительная, то боязливая и комичная, с меняющейся яркой мимикой и выразительными жестами – она вызвала настоящий восторг публики.

Седьмой фестиваль «Зарни джыджьяс» подарил зрителям одну из последних возможностей увидеть «Яг-Морт» в этой интерпретации. Национальное хореографическое достояние совсем скоро получит пятую редакцию.

Анна АШИХМИНА