Дневник фестиваля. Юрий Башмет и «Солисты Москвы»

Впервые почётным гостем Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» стал легендарный альтист и дирижёр Юрий Башмет. 19 апреля маэстро и его прославленный коллектив «Солисты Москвы» выступили на сцене Театра оперы и балета Республики Коми. Музыканты представили уникальную концертную программу, сочетающую в себе музыку разных времён.

Юрий Башмет вошёл в мир музыки в последнюю четверть ушедшего столетия, и уже два десятилетия наступившего века по-прежнему остаётся невероятно актуальным и востребованным музыкантом. Этому мастеру подвластны все эпохи и стили, а его личность овеяна таинством и магией звука. Юрия Башмета по праву можно назвать легендой нашего времени. Трудно описать словами, в чём заключается неповторимость и своеобразие его исполнительской манеры. Но стоит только маэстро взять в руки альт или дирижерскую палочку, как с этого момента все взгляды присутствующих будут прикованы только к нему – к музыканту, творящему на сцене настоящие чудеса!

Концерт с музыкальным размахом. Юрий Башмет и «Солисты Москвы», изображение №1

Знаменитый на весь мир альтист является создателем, художественным руководителем, дирижёром и солистом камерного ансамбля «Солисты Москвы» – коллектива истинных единомышленников и профессионалов с большой буквы. Безупречное чувство ансамбля музыкантов сочетается с яркой индивидуальностью каждого артиста. Многие из них – известные солисты, лауреаты международных конкурсов, а сам коллектив – лауреат премии Grammy-2008. В 2022 году ансамбль отметил своё 30-летие. На концертах коллектив создаёт уникальную ауру рождения музыки «здесь и сейчас», что делает неповторимым каждое его выступление. Искусству Юрия Башмета и «Солистов Москвы» рукоплескали ценители музыки в более чем 50 странах Европы и Азии, Северной и Латинской Америки, Австралии и Новой Зеландии.

Для Юрия Башмета это второй визит в Коми. Первый раз он приезжал в республику 16 лет тому назад. Маэстро всё так же на взлёте – концерты, мастер-классы, гастроли, телепередачи…

Перед выступлением именитый гость фестиваля встретился с журналистами и рассказал, что его связывает с Республикой Коми, как готовилась концертная программа, и какую публику он ожидает увидеть сегодня в зрительном зале.

На «Сыктывкарса тулыс» «Солисты Москвы» приехали в полном составе – 18 человек. По словам маэстро, все соскучились по местной экзотике: коми языку, морошке, оленине. Журналистов приятно удивило то, что название нашего города Юрий Абрамович произнёс чётко и абсолютно безошибочно.

Концерт с музыкальным размахом. Юрий Башмет и «Солисты Москвы», изображение №2

Обычно в год Юрий Башмет дает около 200 концертов. У маэстро множество интересных планов и новых идей. А сколько ещё вновь написанных партитур, до которых пока ещё не дошли руки, ждут своего часа! Для концертной программы на «Сыктывкарса Тулыс» им были отобраны три произведения: «Из времен Хольберга» Эдварда Грига, «Отражения» темы 24-го каприса Николо Паганини Кузьмы Бодрова и «Воспоминание о Флоренции» Петра Чайковского.

– Есть произведения, которыми хочется поделиться со слушателями: они написаны специально для нас и вы их точно не слышали, – поделился Юрий Башмет. – Шикарное будет шоу: очень хорошая музыка, красной нитью проходит тема Паганини через знаменитые скрипичные концерты. Автор – Кузьма Бодров, он прекрасно их сплёл воедино. Скрипачи встают по одному и играют тему классического концерта, и всё равно побеждает Паганини. Там и Бетховен, и Брамс, и Чайковский…

На вопрос, какую публику он ожидает увидеть на концерте – искушенную или неподготовленную, маэстро ответил:

– В лифте в отеле Токио, пока едешь наверх, звучит музыка Моцарта. Когда вниз – музыка Чайковского. И лифт не задумывается о том, кто едет в лифте. Это может быть человек, который вообще не знает этих композиторов. Вот такой примитивный пример. А вообще, во все времена, несмотря на войны, на совершенно разный уклад жизни, классическая музыка всегда апеллирует к человеческой душе. Может, человек придет сегодня на мой концерт впервые, может, потому, что имя моё слышал или просто для разнообразия. В любом случае, он и в первом, и во втором, и в третьем произведении не сможет не отреагировать на глубину шедевров этих авторов!

В завершение беседы выяснилось, что с Республикой Коми Юрия Башмета связывает не только давний концерт. Любимое детище маэстро – Всероссийский юношеский симфонический оркестр, основателем, художественным руководителем и главным дирижёром которого он является. Самой юной гобоистке оркестра всего 9 лет. В музыкальном коллективе задействованы в том числе дети из Республики Коми. Например, скрипачка Варвара Русакова из Воркуты.

Перед выступлением «Солистов Москвы», как и повелось в рамках XXXIII Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс», зрителей порадовало чудесное музыкальное приветствие скрипичного ансамбля студентов Колледжа искусств. А благодаря установленному в фойе театра пункту посткроссинга Почты России, каждый желающий смог направить своим родным и друзьям эксклюзивную открытку с изображением балета «Лебединое озеро» в любую точку России.

Первое отделение концерта открыла сюита в старинном стиле «Из времён Хольберга» Эдварда Грига. Сюита была написана композитором в 1884 году и приурочена к 200-летию со дня рождения драматурга Людвига Хольберга. Сочинение Грига – настоящий бриллиант: в сюите смешались элементы барокко, норвежского фольклора, испанского и французского танца.

Концерт с музыкальным размахом. Юрий Башмет и «Солисты Москвы», изображение №3

«Из времен Хольберга» – одно из любимейших произведений Юрия Башмета, и «Солисты Москвы» сыграли его великолепно и с большим удовольствием! Радостно-оживлённую Прелюдию сменила певучая, словно вырастающая из мотивов баховских «Страстей по Матфею», Сарабанда. За ней «выступил», сочетающий решительное мужество и ласковую женственность, Гавот (в центре которого традиционный Мюзетт – народный танец «под волынку»). Молитвенную Арию в духе старинного Lamento оттенил остро-ритмованный жизнерадостный Ригодон.

Впервые на сыктывкарской сцене прозвучали «Отражения» на темы 24-го каприса Паганини в стиле Бетховена, Брамса, Чайковского, Прокофьева и Берга молодого композитора Кузьмы Бодрова.

Мировая премьера «Отражений» прошла в июне 2018 года в итальянском городе Витторио Венето на фестивале маэстро Башмета «Дорогами Просекко». Тогда пять солирующих партий скрипки исполнили победители престижного итальянского скрипичного конкурса разных лет, который проходит в этом городе. На «Сыктывкарса тулыс» солистами выступили Андрей Поскробко, Арина Шевлякова, Ольга Колгатина, Кирилл Кравцов и Михаил Ашуров. Особая роль «соавтора-рассказчика» уделена в этом, абсолютно самостоятельном талантливом произведении, самому Юрию Башмету:

– В поиске 24 каприса я такой клошар, который нащупывает эту тему. Я не играю ее как данность. Так, дважды на короткое время мне там позволительно играть в уличной манере, – пояснил маэстро.

Концерт с музыкальным размахом. Юрий Башмет и «Солисты Москвы», изображение №4

Во втором отделении «Солисты Москвы» исполнили одно из последних крупных сочинений П. И. Чайковского «Воспоминание о Флоренции». Прозвучала версия для струнного оркестра. Неизменно любимый публикой и чувствуемый «Солистами Москвы» как родная стихия ре-минорный секстет был исполнен тонко, деликатно, с невероятной легкостью и вдохновением!

На бис прозвучали: Вальс японского композитора Тору Такемитсу из фильма «Другое лицо» и Ария (вторая часть) из оркестровой сюиты № 3 И. С. Баха.

Концерт с музыкальным размахом. Юрий Башмет и «Солисты Москвы», изображение №5

Несравненное мастерство Юрия Башмета и его талантливых коллег подарило зрителям в этот вечер незабываемые мгновения прикосновения к истинной красоте великого искусства. Прекрасная музыка и её блестящее исполнение стали грандиозным событием в культурной жизни Республики Коми!