«Яг-Морт» собрал аншлаги. Дневник фестиваля

В Сыктывкаре продолжается XXXII Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» им. народной артистки РФ И.П. Бобраковой.

Фестивальный показ знаменитой постановки «Яг-Морт» вновь собрал в зале театра огромное количество поклонников балетного искусства. Два дня подряд, 15 и 16 апреля, зрители рукоплескали Максиму Ткаченко (Яг-Морт), Наталье Супрун (Райда), Ринату Бикмухаметову (Туган), Анне Ткаченко (Ёма), Василию Куратову (Оксор), Наталии Балыкиной (Мада), Михаилу Сергиенко (Рыбак), хору и оркестру театра и, конечно, маленьким артистам Детской студии классического балета под руководством Натальи Супрун. Дирижировал спектаклями маэстро Никон Родюков.

Великолепны были все актёрские работы. Каждый фрагмент, исполненный участниками балета, был ярким, убедительным и запоминающимся. Особо хочется отметить солиста театра Максима Ткаченко, впервые исполнившего партию хозяина леса Яг-Морта. Дебют молодого артиста сопровождался огромным количеством восторженных отзывов зрителей. Его выразительная игра покорила своим разнообразием, достоверностью и красочностью.
Помимо актерского мастерства, на зрителей произвели впечатление его замечательная пластика, умелое владение телом, яркая внешность, высокий рост и стать. Всё это удачно «работало» на образ главного героя. 

Яг-Морт Максима Ткаченко – это сам лес во всём его великолепии и разнообразии. Страшный и опасный, красивый и оберегающий, любящий и отверженный, покоряющий и покорённый, страдающий и неистовый, похищающий и одаривающий. 

Лесная колдунья Ёма, воплощённая Анной Ткаченко, ничуть не уступала своему предводителю по убедительности образа. Как раз под стать хозяину леса – красивая, коварная и, как все отрицательные персонажи, магнетически притягательная. Пара смотрелась очень слаженно и гармонично.

Непревзойденная прима-балерина нашего театра Наталья Супрун в образе красавицы Райды как всегда удивляла и очаровывала своей неземной воздушностью и лёгкостью. Коронные грациозность и нежность, детская доверчивость в глазах и улыбке, стойкость и беззащитность – всё это позволило Наталье абсолютно точно воплотить сценический образ главной героини. 

Идея фантазийного повествования – взаимодействие человека и окружающей среды, олицетворялась в спектакле в различных сказочных персонажах. Это всевозможные пеж-гаги (лесная нечисть), лешие, водяные, ожившие деревья и очаровательный, бегающий за Райдой волшебный пенёк. Очень украсил действие момент выступления воспитанников Детской студии классического балета при театре оперы и балета РК. Комичный и задорный номер с вениками получил заслуженные аплодисменты. 

Невероятную красоту, масштаб и современный вид постановке придало использование актуальных театральных технологий: обновлённая видеопроекция, декорации, новые световые решения, дополненная реальность, режиссерские и хореографические приемы классического и современного балетного театра. Художник-постановщик этого яркого и красочного спектакля – Юрий Самодуров. Также в оформление интегрированы рисунки сыктывкарского этнофутуриста Юрия Лисовского. 

Спектакль произвёл большое впечатление на публику, устроившую артистам долгие овации.

Напомним, с момента первой премьеры (в 1961 году) прошло более 60 лет. «Яг-Морт» пережил немало редакций. Образы Райды и Тугана, Яг-Морта и Ёмы, Мады и Оксы по разному «оживали» в той или иной постановке. Но спектакль никогда не сходил со своей родной сцены, став визитной карточкой Республики Коми.

В 2021 году, к вековому юбилею Республики, зрителям была представлена новая пятая версия знаменитого произведения. В ней изменилась не только основная концепция, но и сценография с хореографией. Сам легендарный персонаж Яг-Морт из злобного главаря лесной нечисти превратился в могущественного хозяина северных лесов, яростного защитника пармы и всего зелёного царства. Премьера пятой редакции с успехом прошла в апреле 2021 года. В рамках празднования 100-летия Республики Коми спектакль был показан в Москве и Санкт-Петербурге, а в октябре 2021 года новая постановка была отмечена высокой наградой – международной стипендией Совета Баренцева Евроарктического региона в области культурного сотрудничества в Норвегии.