Дневник фестиваля. В погоне за вечной молодостью. «Сыктывкарса Тулыс» открылся премьерой «Фауста»

Середина весны в Республике Коми ознаменовалась долгожданным событием – 12 апреля в Сыктывкаре стартовал XXXIV Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» им. народной артистки РФ И. П. Бобраковой. Согласно доброй традиции, весенний праздник музыки и танца открылся большой премьерой.

Опера «Фауст» французского композитора Шарля Гуно по роману немецкого писателя Иоганна Вольфганга фон Гёте входит в число самых исполняемых опер мирового репертуара. Это вполне объяснимо: мистическая история о духовных исканиях доктора Фауста, неизбывное и страстное желание обрести вечную молодость, дьявольщина и соблазны, соперничающие со светом, чистотой и верой – темы, которые всегда привлекали внимание человечества.

Перед постановщиками, солистами оперной труппы, артистами хора, оркестра и балета стояла масштабная и сложная задача – воплотить на сцене многогранное музыкальное полотно с драматически сложным решением. Ключи к этому совершенному шедевру мировой оперной классики подбирали: режиссёр-постановщик Илья Можайский, дирижёр-постановщик Никон Родюков, художник-постановщик Нина Юнгвальд-Хилькевич (Москва), хореограф-постановщик Андрей Меркурьев, художник по свету Нелли Сватова, хормейстеры Ольга Рочева и Алла Швецова и коуч-концертмейстер Мария Ляшева.

Перед началом спектакля зрителей приветствовала министр культуры и архивного дела Республики Коми Гульнара Идрисова:

– Вот уже с 1991 года на сцене театра проходит «Сыктывкарская весна», которая получила признание и зрителей, и критиков, а также известных музыкантов, артистов, которые с огромными удовольствием приезжают на фестиваль, чтобы принять в нем участие!

Вслед за министром выступила заместитель Председателя Государственного Совета Республики Коми Валентина Жиделева:

– Я неоднократно поднималась на сцену театра, чтобы поздравить артистов, музыкантов, дирижеров, но директор театра Дмитрий Степанов не был удостоен награды, и это несправедливо. Сегодня 15 лет как Дмитрий Николаевич работает на коми земле, – отметила Валентина Васильевна, – биография Дмитрия Николаевича удивительна. Его родители служили музыке, а сам он закончил лучшую консерваторию мира – Московскую государственную консерваторию. Вернувшись, он уже 15 лет служит искусству республики.

От имени Председателя Государственного Совета Коми Сергея Усачёва Валентина Жиделева вручила Дмитрию Степанову Почетную грамоту Государственного Совета Республики Коми.

В погоне за вечной молодостью. «Сыктывкарса Тулыс» открылся премьерой «Фауста», изображение №1

Фестивальный показ необычной и оригинальной постановки «Фауста» собрал полный зрительный зал. Заинтригованным поклонникам оперного искусства хотелось узнать, как можно связать выдающееся творение XIX века с контекстом сегодняшней реальности. Ожидания зрителей полностью оправдались: опера была преподнесена публике в совершенно неожиданном и актуальном прочтении. При всех современных составляющих «Фауст» остался близок к первоисточнику. Постановщики отталкивались от заложенной в партитуру драматургии. Все расставленные Гуно акценты были проанализированы и глубоко прочувствованы.

Современность постановке придали разнообразные технологические решения, стильные костюмы и динамичный визуальный ряд.

В погоне за вечной молодостью. «Сыктывкарса Тулыс» открылся премьерой «Фауста», изображение №2

Режиссёр Илья Можайский нашёл интересную идею, объединяющую прошлое и настоящее – идею нейропрограммирования. Авторы создали особенную постановку, в которой либретто «Фауста» подаётся сквозь призму культового мирового бестселлера «Матрица». Мефистофель ведет за собой Фауста, и тот, слепо подчиняясь, исполняет его волю, его «черную» программу. Но вся созданная дьяволом действительность не что иное, как хорошо выполненная иллюзия. Мефистофель – великий мастер обмана. Он прекрасно знает человеческую суть и использует свои методы лжи, заманивая доктора Фауста в ловушку цифровыми химерами «черной» нейропрограммы.

Стильные кожаные костюмы, очки, цифровые коды, микрочипы, линии микросхем, неоновые элементы и прочие символы – все эти нюансы добавили постановке новых красок и смыслов. Здесь и потрясающей красоты музыка, и Гёте с его философской мрачностью, и характерная для нынешнего общества одержимость молодостью.

В погоне за вечной молодостью. «Сыктывкарса Тулыс» открылся премьерой «Фауста», изображение №5

Опера идет на языке оригинала (с русскими субтитрами). И это не прихоть, а высокий уровень подготовки артистов. Французскую музыку, чтобы она по-настоящему чувственно звучала, необходимо исполнять на языке оригинала. Огромную работу с артистами провела коуч-концертмейстер Мария Ляшева, талантливая пианистка, в совершенстве владеющая иностранными языками.

Гуно первым создал законченный образец жанра лирической оперы второй половины XIX века. Оркестру театра вместе с маэстро Никоном Родюковым удалось передать эту лиричность и прозрачность – оркестр звучал тонко, деликатно и органично по отношению к происходящему на сцене. Музыка наполнилась новыми нюансами: от удивительной лирической части до кульминационных драматических эпизодов, где возникало ощущение лавины, обрушивающейся на главных героев.

Одной из самых выразительных и захватывающих сцен спектакля стала хореографическая картина «Вальпургиева ночь» (хореограф Андрей Меркурьев).

В погоне за вечной молодостью. «Сыктывкарса Тулыс» открылся премьерой «Фауста», изображение №6

Материал, предложенный постановщиками – серьёзный опыт, тест на зрелость для всех участников спектакля. Для оркестра, который звучал так, что давно знакомая музыка Гуно разворачивалась в какой-то особенной, первозданной, не известной до сих пор красоте. Для артистов хора: они отлично справились с поставленной многозадачностью. Но главное, для солистов, многих из которых мы, зрители, будто бы услышали впервые: их дуэты, трио, квартеты, открывшие потайную, глубинную красоту этой мощной лирической оперы.

Слушать музыку так же интересно, как и рассматривать детали постановки. По количеству шлягеров «Фауст» может соперничать с «Травиатой» и «Пиковой дамой»: куплеты Мефистофеля, каватина Валентина, песенка Зибеля, «Ария с жемчугом» Маргариты, любовный дуэт главных героев – здесь есть, где блеснуть солистам. Столь же прекрасны хоры, сопровождающие действие с начала до конца.

Сегодняшние возможности театральной труппы позволили показать оперу в двух равноценных составах. Накануне «Сыктывкарса тулыс» прошла генеральная сдача «Фауста» на зрителя в формате полноценного спектакля. И 11 апреля публика также горячо рукоплескала солистам балетной и оперной труппы, хору и оркестру театра. Дирижировал оркестром оба дня, 11 и 12 апреля, маэстро Никон Родюков.

Главными героями первого вечера премьеры (11 апреля) стали: Алексей Петров (Мефистофель), Николай Калашников (Фауст), Елена Лодыгина (Маргарита), Андрей Ковалёв (Валентин), Игорь Земской (Вагнер), Валерия Яремчук (Зибель), Анатолий Журавлёв (Старый Фауст), Тамара Савченко (Марта). В балетной сцене «Вальпургиева ночь» блистали Анна Ткаченко (Маргарита) и Роман Миронов (Фауст).

У всех солистов не только труднейшие партии, но ещё и огромный пласт сценического движения. Правил бал, конечно же, Мефистофель (Алексей Петров), создав образ героя из другого, страшного мира, наделив его чертами силы беспощадной и всеуничтожающей. Артистизм исполнителя не единожды в течение спектакля находил тёплый отклик у публики.

В погоне за вечной молодостью. «Сыктывкарса Тулыс» открылся премьерой «Фауста», изображение №9

Маргарита в исполнении Елены Лодыгиной поразила своей достоверностью, необычайной трогательностью, ощущением глубины сопереживания, разбередила душу зрителя, открыла бездны и омуты красоты и страдания. Душа её подобна чистейшей глади воды, ничем не замутнённой, свежей и прозрачной. Прочность этой гармонии подверглась испытанию в «Арии с жемчугом». Душа её проснулась, узнала новые эмоции. Слух зрителя купался в вокальной россыпи музыкальных рулад, но, конечно же, самое сильное впечатление произвел финал этого акта – знаменитый дуэт главных героев. Хитрость коварного Мефистофеля удалась. Это было начало пути к страсти, соединившей юную деву и Фауста. А далее путь страданий отвергнутой девушки, страшное проклятие брата Валентина (Андрей Ковалев) перед его смертью, путь к погибели и торжество Мефистофеля.

В погоне за вечной молодостью. «Сыктывкарса Тулыс» открылся премьерой «Фауста», изображение №10

Для Николая Калашникова роль молодого Фауста – прекрасная драматическая школа, и его с этим можно только поздравить. Получился очень обаятельный персонаж. Николаю удалось передать и горячее стремление Фауста к нежной любви, и французский флёр опуса.

В погоне за вечной молодостью. «Сыктывкарса Тулыс» открылся премьерой «Фауста», изображение №12

В сложной партии Валентина высочайшую певческую культуру и изысканный музыкально-французский шарм продемонстрировал Андрей Ковалёв. Были точны вокально и драматически Игорь Земской, Валерия Яремчук, Анатолий Журавлёв и Тамара Савченко.

В погоне за вечной молодостью. «Сыктывкарса Тулыс» открылся премьерой «Фауста», изображение №14

Премьерный спектакль 12 апреля порадовал не менее ярким, мощным составом исполнителей: Максим Палий (Мефистофель), Борис Калашников (Фауст), Валерия Зеленская (Маргарита), Кирилл Комаров (Валентин), Игорь Земской (Вагнер), Яна Пикулева (Зибель), Анатолий Журавлёв (Старый Фауст), Галина Петрова (Марта). В балетной сцене «Вальпургиева ночь» вновь выступили Анна Ткаченко (Маргарита) и Роман Миронов (Фауст).

Действие началось с предсмертной тоски мудреца. Старый Фауст (Анатолий Журавлев) – богослов, философ, юрист, врач, переживающий тяжелейшую интоксикацию сознания и пустеющим взглядом смотрящий на ряды склянок, колб и пыльных книг. Мефистофель – торжествующее Зло в чистом виде, игрок человеческими душами, знание низости человека, его пыльной телесности и гнусной страстности. Господь – вера в трудное движение человека через все искушения, в его богоподобный разум.

В погоне за вечной молодостью. «Сыктывкарса Тулыс» открылся премьерой «Фауста», изображение №17

Мефистофель Максима Палия фактурен и неотразим. Голос, глубина образа той силы «что вечно сеет зло и вечно совершает благо», ярко характерная от природы внешность, харизма и обаяние сделали своё дело. А уж в серенаде Мефистофеля издевка просто била ключом!

В погоне за вечной молодостью. «Сыктывкарса Тулыс» открылся премьерой «Фауста», изображение №18

Настоящим открытием вечера стала Валерия Зеленская. Обертоны сильного свежего тембра голоса певицы буквально загипнотизировали зал. Её Маргарита хрупка и нежна, но с первого шага по сцене она несет в себе предчувствие трагедии. Тюрьма, казнь, возможность физического бегства от смерти вместе с любимым и предпочтение спасения души – то, что сначала ужаснуло и потрясло, а потом утешило.

В погоне за вечной молодостью. «Сыктывкарса Тулыс» открылся премьерой «Фауста», изображение №19

Фауст Бориса Калашникова – темпераментный, себялюбивый, ярко демонстрирующий свои чувства. Палитра изобразительных средств певца весьма богата, эмоционально ярко окрашена.

В погоне за вечной молодостью. «Сыктывкарса Тулыс» открылся премьерой «Фауста», изображение №21

Валентин Кирилла Комарова – абсолютно положительный персонаж, честный и бескомпромиссный. Он офицер, человек долга, защитник чести, Бога и веры. Он не побоялся сразиться с самим дьяволом, и погиб фактически от его руки, направлявшей действия ошалевшего от исполнения желаний Фауста. Прекрасно прозвучала каватина Валентина, страстная молитва о благополучии сестры.

В погоне за вечной молодостью. «Сыктывкарса Тулыс» открылся премьерой «Фауста», изображение №23

Блестяще прожили жизнь своих персонажей Яна Пикулева (добрый и романтичный Зибель) и Галина Петрова (легкомысленная болтливая Марта).

В погоне за вечной молодостью. «Сыктывкарса Тулыс» открылся премьерой «Фауста», изображение №25

Сценография (художник-постановщик Нина Юнгвальд-Хилькевич, художник по свету Нелли Сватова) действует на зрителя магическим образом: то погружает в компьютерный мир, в мрачную атмосферу мыслей и жилища старого ученого, то, вдруг, точно следуя за изменением музыкального рисунка, переносит нас в восхитительный, ядовито-кислотный сад, в эту яркую и сочную жизнь, к которой так стремится герой, то вдруг расставляет героев в шахматном порядке. Кто же способен выиграть шахматную партию у самого Мефистофеля? На его стороне сильные черные фигуры – неверие, сладострастие, праздность, гнев, гордость, алчность и ложь. На противоположной стороне – бессмертие души, вера, надежда, невинность, истина, мир и смирение.

И вот она, величественная кульминация гётевской трагедии: роковая любовь спутника черта к простой христианской душе. Она – Маргарита-не находит сил для обороны. Он – Фауст – даже думать не хочет о возможности отступления. Она ясно и просто верит в Бога. Для неё любовь к мужчине может быть только одной, только навсегда. Для него, идущего к неизвестной цели, близость – лишь этап, конечно, нежный этап. Он – в горделивом счастье вернувшейся молодости. Она – потерявшая мать и маленькую сестру. Мефистофель хорошо постарался: Маргарита обесчещена, брат Валентин заколот шпагой, зверски убит незаконнорожденный ребенок, разум девушки почти померк.

«Осуждена», – орет бес. «Спасена», – раздается голос свыше.

Анна Ашихмина.