Середина весны в Республике Коми ознаменовалась долгожданным событием – 12 апреля в Сыктывкаре стартовал XXXIV Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» им. народной артистки РФ И. П. Бобраковой. Согласно доброй традиции, весенний праздник музыки и танца открылся большой премьерой.
Опера «Фауст» французского композитора Шарля Гуно по роману немецкого писателя Иоганна Вольфганга фон Гёте входит в число самых исполняемых опер мирового репертуара. Это вполне объяснимо: мистическая история о духовных исканиях доктора Фауста, неизбывное и страстное желание обрести вечную молодость, дьявольщина и соблазны, соперничающие со светом, чистотой и верой – темы, которые всегда привлекали внимание человечества.
Перед постановщиками, солистами оперной труппы, артистами хора, оркестра и балета стояла масштабная и сложная задача – воплотить на сцене многогранное музыкальное полотно с драматически сложным решением. Ключи к этому совершенному шедевру мировой оперной классики подбирали: режиссёр-постановщик Илья Можайский, дирижёр-постановщик Никон Родюков, художник-постановщик Нина Юнгвальд-Хилькевич (Москва), хореограф-постановщик Андрей Меркурьев, художник по свету Нелли Сватова, хормейстеры Ольга Рочева и Алла Швецова и коуч-концертмейстер Мария Ляшева.
Перед началом спектакля зрителей приветствовала министр культуры и архивного дела Республики Коми Гульнара Идрисова:
– Вот уже с 1991 года на сцене театра проходит «Сыктывкарская весна», которая получила признание и зрителей, и критиков, а также известных музыкантов, артистов, которые с огромными удовольствием приезжают на фестиваль, чтобы принять в нем участие!
Вслед за министром выступила заместитель Председателя Государственного Совета Республики Коми Валентина Жиделева:
– Я неоднократно поднималась на сцену театра, чтобы поздравить артистов, музыкантов, дирижеров, но директор театра Дмитрий Степанов не был удостоен награды, и это несправедливо. Сегодня 15 лет как Дмитрий Николаевич работает на коми земле, – отметила Валентина Васильевна, – биография Дмитрия Николаевича удивительна. Его родители служили музыке, а сам он закончил лучшую консерваторию мира – Московскую государственную консерваторию. Вернувшись, он уже 15 лет служит искусству республики.
От имени Председателя Государственного Совета Коми Сергея Усачёва Валентина Жиделева вручила Дмитрию Степанову Почетную грамоту Государственного Совета Республики Коми.
Фестивальный показ необычной и оригинальной постановки «Фауста» собрал полный зрительный зал. Заинтригованным поклонникам оперного искусства хотелось узнать, как можно связать выдающееся творение XIX века с контекстом сегодняшней реальности. Ожидания зрителей полностью оправдались: опера была преподнесена публике в совершенно неожиданном и актуальном прочтении. При всех современных составляющих «Фауст» остался близок к первоисточнику. Постановщики отталкивались от заложенной в партитуру драматургии. Все расставленные Гуно акценты были проанализированы и глубоко прочувствованы.
Современность постановке придали разнообразные технологические решения, стильные костюмы и динамичный визуальный ряд.
Режиссёр Илья Можайский нашёл интересную идею, объединяющую прошлое и настоящее – идею нейропрограммирования. Авторы создали особенную постановку, в которой либретто «Фауста» подаётся сквозь призму культового мирового бестселлера «Матрица». Мефистофель ведет за собой Фауста, и тот, слепо подчиняясь, исполняет его волю, его «черную» программу. Но вся созданная дьяволом действительность не что иное, как хорошо выполненная иллюзия. Мефистофель – великий мастер обмана. Он прекрасно знает человеческую суть и использует свои методы лжи, заманивая доктора Фауста в ловушку цифровыми химерами «черной» нейропрограммы.
Стильные кожаные костюмы, очки, цифровые коды, микрочипы, линии микросхем, неоновые элементы и прочие символы – все эти нюансы добавили постановке новых красок и смыслов. Здесь и потрясающей красоты музыка, и Гёте с его философской мрачностью, и характерная для нынешнего общества одержимость молодостью.
Опера идет на языке оригинала (с русскими субтитрами). И это не прихоть, а высокий уровень подготовки артистов. Французскую музыку, чтобы она по-настоящему чувственно звучала, необходимо исполнять на языке оригинала. Огромную работу с артистами провела коуч-концертмейстер Мария Ляшева, талантливая пианистка, в совершенстве владеющая иностранными языками.
Гуно первым создал законченный образец жанра лирической оперы второй половины XIX века. Оркестру театра вместе с маэстро Никоном Родюковым удалось передать эту лиричность и прозрачность – оркестр звучал тонко, деликатно и органично по отношению к происходящему на сцене. Музыка наполнилась новыми нюансами: от удивительной лирической части до кульминационных драматических эпизодов, где возникало ощущение лавины, обрушивающейся на главных героев.
Одной из самых выразительных и захватывающих сцен спектакля стала хореографическая картина «Вальпургиева ночь» (хореограф Андрей Меркурьев).
Материал, предложенный постановщиками – серьёзный опыт, тест на зрелость для всех участников спектакля. Для оркестра, который звучал так, что давно знакомая музыка Гуно разворачивалась в какой-то особенной, первозданной, не известной до сих пор красоте. Для артистов хора: они отлично справились с поставленной многозадачностью. Но главное, для солистов, многих из которых мы, зрители, будто бы услышали впервые: их дуэты, трио, квартеты, открывшие потайную, глубинную красоту этой мощной лирической оперы.
Слушать музыку так же интересно, как и рассматривать детали постановки. По количеству шлягеров «Фауст» может соперничать с «Травиатой» и «Пиковой дамой»: куплеты Мефистофеля, каватина Валентина, песенка Зибеля, «Ария с жемчугом» Маргариты, любовный дуэт главных героев – здесь есть, где блеснуть солистам. Столь же прекрасны хоры, сопровождающие действие с начала до конца.
Сегодняшние возможности театральной труппы позволили показать оперу в двух равноценных составах. Накануне «Сыктывкарса тулыс» прошла генеральная сдача «Фауста» на зрителя в формате полноценного спектакля. И 11 апреля публика также горячо рукоплескала солистам балетной и оперной труппы, хору и оркестру театра. Дирижировал оркестром оба дня, 11 и 12 апреля, маэстро Никон Родюков.
Главными героями первого вечера премьеры (11 апреля) стали: Алексей Петров (Мефистофель), Николай Калашников (Фауст), Елена Лодыгина (Маргарита), Андрей Ковалёв (Валентин), Игорь Земской (Вагнер), Валерия Яремчук (Зибель), Анатолий Журавлёв (Старый Фауст), Тамара Савченко (Марта). В балетной сцене «Вальпургиева ночь» блистали Анна Ткаченко (Маргарита) и Роман Миронов (Фауст).
У всех солистов не только труднейшие партии, но ещё и огромный пласт сценического движения. Правил бал, конечно же, Мефистофель (Алексей Петров), создав образ героя из другого, страшного мира, наделив его чертами силы беспощадной и всеуничтожающей. Артистизм исполнителя не единожды в течение спектакля находил тёплый отклик у публики.
Маргарита в исполнении Елены Лодыгиной поразила своей достоверностью, необычайной трогательностью, ощущением глубины сопереживания, разбередила душу зрителя, открыла бездны и омуты красоты и страдания. Душа её подобна чистейшей глади воды, ничем не замутнённой, свежей и прозрачной. Прочность этой гармонии подверглась испытанию в «Арии с жемчугом». Душа её проснулась, узнала новые эмоции. Слух зрителя купался в вокальной россыпи музыкальных рулад, но, конечно же, самое сильное впечатление произвел финал этого акта – знаменитый дуэт главных героев. Хитрость коварного Мефистофеля удалась. Это было начало пути к страсти, соединившей юную деву и Фауста. А далее путь страданий отвергнутой девушки, страшное проклятие брата Валентина (Андрей Ковалев) перед его смертью, путь к погибели и торжество Мефистофеля.
Для Николая Калашникова роль молодого Фауста – прекрасная драматическая школа, и его с этим можно только поздравить. Получился очень обаятельный персонаж. Николаю удалось передать и горячее стремление Фауста к нежной любви, и французский флёр опуса.
В сложной партии Валентина высочайшую певческую культуру и изысканный музыкально-французский шарм продемонстрировал Андрей Ковалёв. Были точны вокально и драматически Игорь Земской, Валерия Яремчук, Анатолий Журавлёв и Тамара Савченко.
Премьерный спектакль 12 апреля порадовал не менее ярким, мощным составом исполнителей: Максим Палий (Мефистофель), Борис Калашников (Фауст), Валерия Зеленская (Маргарита), Кирилл Комаров (Валентин), Игорь Земской (Вагнер), Яна Пикулева (Зибель), Анатолий Журавлёв (Старый Фауст), Галина Петрова (Марта). В балетной сцене «Вальпургиева ночь» вновь выступили Анна Ткаченко (Маргарита) и Роман Миронов (Фауст).
Действие началось с предсмертной тоски мудреца. Старый Фауст (Анатолий Журавлев) – богослов, философ, юрист, врач, переживающий тяжелейшую интоксикацию сознания и пустеющим взглядом смотрящий на ряды склянок, колб и пыльных книг. Мефистофель – торжествующее Зло в чистом виде, игрок человеческими душами, знание низости человека, его пыльной телесности и гнусной страстности. Господь – вера в трудное движение человека через все искушения, в его богоподобный разум.
Мефистофель Максима Палия фактурен и неотразим. Голос, глубина образа той силы «что вечно сеет зло и вечно совершает благо», ярко характерная от природы внешность, харизма и обаяние сделали своё дело. А уж в серенаде Мефистофеля издевка просто била ключом!
Настоящим открытием вечера стала Валерия Зеленская. Обертоны сильного свежего тембра голоса певицы буквально загипнотизировали зал. Её Маргарита хрупка и нежна, но с первого шага по сцене она несет в себе предчувствие трагедии. Тюрьма, казнь, возможность физического бегства от смерти вместе с любимым и предпочтение спасения души – то, что сначала ужаснуло и потрясло, а потом утешило.
Фауст Бориса Калашникова – темпераментный, себялюбивый, ярко демонстрирующий свои чувства. Палитра изобразительных средств певца весьма богата, эмоционально ярко окрашена.
Валентин Кирилла Комарова – абсолютно положительный персонаж, честный и бескомпромиссный. Он офицер, человек долга, защитник чести, Бога и веры. Он не побоялся сразиться с самим дьяволом, и погиб фактически от его руки, направлявшей действия ошалевшего от исполнения желаний Фауста. Прекрасно прозвучала каватина Валентина, страстная молитва о благополучии сестры.
Блестяще прожили жизнь своих персонажей Яна Пикулева (добрый и романтичный Зибель) и Галина Петрова (легкомысленная болтливая Марта).
Сценография (художник-постановщик Нина Юнгвальд-Хилькевич, художник по свету Нелли Сватова) действует на зрителя магическим образом: то погружает в компьютерный мир, в мрачную атмосферу мыслей и жилища старого ученого, то, вдруг, точно следуя за изменением музыкального рисунка, переносит нас в восхитительный, ядовито-кислотный сад, в эту яркую и сочную жизнь, к которой так стремится герой, то вдруг расставляет героев в шахматном порядке. Кто же способен выиграть шахматную партию у самого Мефистофеля? На его стороне сильные черные фигуры – неверие, сладострастие, праздность, гнев, гордость, алчность и ложь. На противоположной стороне – бессмертие души, вера, надежда, невинность, истина, мир и смирение.
И вот она, величественная кульминация гётевской трагедии: роковая любовь спутника черта к простой христианской душе. Она – Маргарита-не находит сил для обороны. Он – Фауст – даже думать не хочет о возможности отступления. Она ясно и просто верит в Бога. Для неё любовь к мужчине может быть только одной, только навсегда. Для него, идущего к неизвестной цели, близость – лишь этап, конечно, нежный этап. Он – в горделивом счастье вернувшейся молодости. Она – потерявшая мать и маленькую сестру. Мефистофель хорошо постарался: Маргарита обесчещена, брат Валентин заколот шпагой, зверски убит незаконнорожденный ребенок, разум девушки почти померк.
«Осуждена», – орет бес. «Спасена», – раздается голос свыше.
Анна Ашихмина.
Продолжая использовать сайт komiopera.ru вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Политике cookie файлов