Дневник фестиваля. «Сказки Гофмана». Оперная фантасмагория

Близится к завершению XXXIII Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» (Сыктывкарская весна) имени народной артистки России И. П. Бобраковой. Предпоследний праздничный вечер украсила мистико-фантастическая опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана». Спектакль стал великолепным подарком для истинных гурманов, ценящих настоящие оперные деликатесы. Любители всего загадочного, гротескного и нетривиального, а также метафор, тайных смыслов и смешанных чувств, несомненно, остались довольны. Для артистов же вечер, состоявшийся 26 апреля, оказался ответственным вдвойне – опера «Сказки Гофмана» в прямом эфире транслировалась на портале «Культура.РФ».

«Сказки Гофмана». Оперная фантасмагория., изображение №1

Трудно поверить, но «Сказки Гофмана», одна из самых популярных опер, существует лишь в различных версиях и их переработках. Её окончательная форма так и осталась неизвестной, покинув этот мир вместе со своим создателем. Жак Оффенбах начал работать над «Сказками» еще в 1873 году. До окончательного договора с директором Опера-Комик Леоном Карвальо пройдёт шесть лет, а до премьеры – все восемь. За это время менялись предполагаемые театры, певцы (например, Гофмана спел не баритон Жак Буйи, а тенор Александр Талазак), варианты либретто (Жюль Барбье основательно и не раз переработал свою одноименную пьесу для требовательного композитора) и музыкальные решения. До первого представления Оффенбах не дожил несколько месяцев. Маэстро оставил после себя четыре законченных в клавире действия, эскизы пятого и огромное количество дополнительной музыки. Композитор Эрнест Гиро собрал, скомпоновал и оркестровал эти записи, дописал речитативы, местами используя музыку из других работ Оффенбаха. На парижской премьере 1881 года и на последующей в Вене опера снискала огромную любовь публики и облетела всю Европу.

Несмотря на то, что опера в мировом масштабе обрела роковую репутацию, в нашем театре этот спектакль родился под счастливой звездой. Премьера «Сказок Гофмана» на сыктывкарской сцене состоялась в апреле 2018 года (режиссёр-постановщик – Илья Можайский, дирижёр-постановщик – Азат Максутов, сценограф – Юрий Самодуров). Впоследствии опера была отмечена высоким званием Лауреата III Российской национальной оперной премии «Онегин». В номинации «Состав» награждена группа артистов театра – исполнителей главных партий: Борис Калашников, Алексей Петров, Елена Лодыгина, Галина Петрова и Елена Аюшеева (Москва). Отдельно жюри премии выделило работу Анастасии Морараш в номинации «Дебют».

Спектакль стал участником IV Всероссийского фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» (Москва), где «Сказки Гофмана» с успехом были показаны на сцене Московского театра Новая опера им. Е. В. Колобова и получили восторженные отклики зрителей и критиков. Благодаря прекрасно представленной опере наш театр стал настоящим открытием для московской публики. Творческая группа спектакля отмечена званием Лауреата Премии Правительства Республики Коми в области культуры. «Сказки Гофмана» вошли в лонг-лист национальной театральной премии «Золотая маска», а исполнительница партии куклы Олимпии Анастасия Морараш одержала победу в IX Республиканском театральном конкурсе им. С. Ермолина в номинации «Лучшая женская роль».

Постановка Ильи Можайского «Сказки Гофмана» до сих пор остается одной из лучших по оформлению, исполнению и художественному замыслу. Опера исполняется на певучем французском языке. На протяжении всего спектакля над сценой транслируется перевод.

Фестивальный спектакль порадовал ярким, довольно интересным составом исполнителей. Среди артистов нашего театра были задействованы: Анастасия Морараш (Олимпия), Елена Лодыгина (Антония), Галина Петрова (Никлаус), Алексей Петров (Линдорф, Коппелиус, Миракль, Дапертутто), Андрей Ковалёв (Шлемиль), Максим Палий (Лютер, Креспель), Михаил Ярмольский (Спаланцани, Натанаэль), Геннадий Муралёв (Кошениль, Питтикиначчо, Франц, Андрес), Валерия Яремчук (мать Антонии) и Никита Одалин (Герман). В спектакле приняли участие артисты хора и балета.

Партию Гофмана в этот вечер исполнил солист Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Чингис Аюшеев. Безукоризненная техника и харизма сделали артиста желанным гостем не только в нашей стране. География его выступлений обширна. За культурный вклад и популяризацию оперной музыки Чингису Аюшееву было присуждено звание народного артиста Республики Бурятия.

«Сказки Гофмана». Оперная фантасмагория., изображение №4

В прекрасную Стеллу и одну из её ипостасей – роковую куртизанку Джульетту – перевоплотилась Елена Аюшеева (Москва). С нашим театром артистку связывают долгие творческие отношения – от совместных гастролей до премий.

«Сказки Гофмана». Оперная фантасмагория., изображение №5

Оркестром в этот вечер дирижировал почётный гость фестиваля, маэстро Ариф Дадашев (Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко и Саратовский академический симфонический оркестр).

В постановке нашего театра опера состоит из пяти картин, включая пролог и эпилог. Повествовательные пролог и эпилог окаймляют фантастически акты, в которых Гофман рассказывает историю своих любовных увлечений.

Поэзия сродни сумасшествию, а влюбленный поэт безумен стократ. Главный герой мечется между реальным миром и иллюзорным. Безумные пляски, механическая кукла, зеркало, похищающее душу, поющая картина, жуткая лаборатория, – все здесь имеет глубокий философский подтекст. Необычное, лоскутное и прекрасное зрелище: великолепные декорации и свет, фантазийные, фантастичные, в чем-то даже немного безумные костюмы. Кроме того, опера отличается сложнейшими вокальными партиями.

«Сказки Гофмана». Оперная фантасмагория., изображение №6

Порывистым юношей, виртуозно и артистично исполнившим в Прологе песенку о кривеньком карлике Кляйнзаке, предстал перед зрителями обладатель чудесного объёмного тенора Чингис Аюшеев. Настоящий влюблённый поэт – то растерянный и беспомощный, то восторженный и вдохновлённый. Гофман борется с соблазнами и искушениями, которые ему щедро преподносит некий «Чёрный человек». Харизматичный демон-искуситель в черных очках появляется в четырёх разных ипостасях (Линдорф, Коппелиус, Дапертутто, Миракль). Партии всех отрицательных героев исполнил баритон Алексей Петров, порадовавший публику мощным вокалом и выразительной игрой.

«Сказки Гофмана». Оперная фантасмагория., изображение №7

Друг поэта Никлаус принимает образ Музы и свободно перемещается между реальностью и галлюцинациями поэта. Верной Музой, оберегающей поэта в его безумии в этот вечер была Галина Петрова.

«Сказки Гофмана». Оперная фантасмагория., изображение №8

В первом акте в центре внимания изобретение очень предприимчивого мужчины, профессора физики Спаланцани – механическая кукла Олимпия. Анастасия Морараш в этой роли – настоящая гордость спектакля и контрольный выстрел первого акта. В певице наповал сразило сочетание вокального и драматического дара, позволившее ей творить невероятные чудеса перевоплощения. Прелестная куколка Олимпия – идеальный объект для мужчины. В неё встроена песенка про птичек, солнышко и любовь. Она умеет говорить только одно слово – «да». Её можно показывать гостям и тешить свое самолюбие. На ней можно заработать денег, создав для механической девушки глаза. Но самое важное: рядом с ней можно оттачивать искусство признаний, чем главный герой и занимается, приводя себя в неописуемый восторг без всякой помощи объекта своей любви.

«Сказки Гофмана». Оперная фантасмагория., изображение №9

Все необычные возлюбленные главного героя были по-своему прекрасны. Мастерское владение голосом и актерское дарование позволило Елене Аюшеевой убедительно воплотить партии Джульетты и Стеллы. Вампирическая красавица Джульетта кинулась выпивать любовные соки из Гофмана. Поэт катастрофически терял голову от роковой красоты, прекрасного голоса и томного взгляда вероломной куртизанки. Перед властью этой женщины даже магия черного колдуна Дапертутто показалась лишней.

«Сказки Гофмана». Оперная фантасмагория., изображение №12

Антония Елены Лодыгиной – вначале нежная, доверчивая, трагично-трогательная, затем метущаяся, обуреваемая настоящей страстью. Девушка в отчаянии выпускает внутреннего демона и сама выбирает свою судьбу – пение до гробовой доски. Чудесно сыграннный образ обреченной Антонии, которой любовь к музыке оказалась дороже собственной жизни.

Вообще, «Сказки Гофмана» – это произведение, которое можно изучать бесконечно, фантазируя и подводя под жизнь любого творца. Внезапная смерть Оффенбаха дала его последней опере волю к игре и поиску. Это зеркало не отбирает отражения. Наоборот, оно дарит новые. В интерпретации нашего театра Муза помогает герою обрести вторую жизнь, дарит ему утешение и вдохновение. У этой сказки хороший конец, оставляющий зрителя с верой и надеждой в лучшее, в победу любви, добра и справедливости.