Близится к завершению XXXIII Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс». Восьмой по счёту праздничный вечер окунул зрителей в импульсивный, яркий, чарующий мир Востока. Мир, в котором обитают Боги и Тени, мудрецы и лжецы, брахманы и брамины, благородные юноши и девушки неземной красоты.
21 апреля на сцене Театра оперы и балета Республики Коми с аншлагом прошёл балет Людвига Минкуса «Баядерка» – необыкновенная хореографическая феерия, повествующая о роковой силе романтической страсти, любви и жертвенности, предательстве и раскаянии.
Главные партии исполнили приглашённые «звёзды» из театров Челябинска и Казани. Также в спектакле приняли участие артисты балетной труппы Театра оперы и балета Республики Коми, студенты хореографического отделения гимназии искусств при Главе РК и очаровательные маленькие «звездочки» Детской студии классического балета при театре. За дирижерским пультом – маэстро Роман Денисов.
Действие спектакля перенесло зрителей в Древнюю Индию: на фоне экзотического красочного антуража артисты языком танца рассказали поэтическую и грустную легенду о несчастной любви танцовщицы-баядерки Никии и знатного воина Солора. Спектакль продемонстрировал необыкновенную роскошь и красочность восточной культуры и был восторженно принят не только сыктывкарской публикой, но и почётными гостями фестиваля.
«Баядерка» – одно из лучших творений великого хореографа Мариуса Петипа. Музыку создал композитор балетной музыки при дирекции Императорских театров в Петербурге Людвиг Минкус.
Спектакль ставился для бенефиса примы-балерины Императорских театров Санкт-Петербурга Екатерины Вазем. При разработке сюжета хореограф консультировался с литератором и балетоманом Сергеем Худековым. С самого первого спектакля балет был признан критиками как один из величайших шедевров хореографа Петипа. А сцена из балета под названием «Царство теней» стала примером высшей гармонии на балетной сцене. Популярность этого акта сравнима разве что с «белыми картинами» «Лебединого озера». Пожалуй, именно «Тени» обрекли «Баядерку» на бессмертие. Премьера спектакля состоялась зимой 1877 года в петербургском Большом Каменном театре, и прошла с грандиозным успехом. «Баядерка» быстро обрела популярность. Все великие балерины мечтали станцевать главную партию балета – баядерку Никию, чтобы блеснуть не только безупречностью техники, но и во всей красе представить свой драматический талант.
Балет порадовал не только внешним антуражем – великолепными богатыми декорациями, уникальными костюмами, фантастической работой художников по свету – но и глубокой, выразительной хореографией. Исполнители главных партий воплотили на сцене многогранные образы, передав танцем богатую палитру эмоциональных переживаний: от нежной и трепетной любви, до убийственной ревности и отчаяния. Каждый эпизод был исполнен технически точно, эмоционально и вдохновенно.
Партию Никии исполнила прима-балерина Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля Кристина Андреева. Роль была пропитана тончайшей поэзией чувств и экспрессией драматической игры. Зрители отметили высокий профессионализм, мастерство и безупречную технику Кристины Андреевой.
Её партнёром в фестивальном спектакле стал премьер Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля Олег Ивенко. Красивый и мужественный Солор, в котором чувствовались энергия и бушующая сила настоящего воина.
Паритю Золотого божка станцевал харизматичный солист Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М. И. Глинки Фарходжон Камолов.
Царственная Гамзатти – ведущая солистка балета Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М. И. Глинки Дарья Бадыкова – стала одним из самых приятных открытий фестиваля. Партия была исполнена балериной сильно, ярко, уверенно, эмоционально. Дарье Бадыковой удалось передать всю палитру ревностных чувств: от жгучей любви и надменности до ярости и нетерпения.
Выверенность и завершённость мельчайших движений, дрожь, с которой Никия сначала приняла от влюблённого в неё Великого брамина (заслуженный артист Республики Коми Роман Миронов) противоядие, а потом не то бросила, не то уронила пузырёк со спасительным снадобьем, – были непередаваемы! В этот момент ни у кого не осталось сомнений в том, что настоящий убийца Никии – предавший её Солор. Именно из этой интерпретации логически безупречно вырисовалась величайшая хореографическая картина «Тени», смысл содержания которой намного глубже и тоньше красоты её формы. Призрачные, словно прозрачные фигуры балерин в неоново-синем свете буквально заворожили зрительный зал. Гипнотизирующее шествие танцовщиц, одновременно повторяющих одни и те же движения, словно открыло портал в потусторонний мир, где время остановилось. Такой эффект – заслуга кордебалета театра, показавшего достойный уровень не только своей подготовки, но и профессионализма коллектива в целом (главный балетмейстер – заслуженный артист России Андрей Меркурьев).
Замечательно выступили все солисты, включая исполнителей огненно-зажигательного танца с барабаном (Полина Попова, Артём Дудин, Владислав Гусев) и танца Джампе (Наталия Балыкина, Виктория Яковлева). Очень украсили спектакль очаровательные «Арапчата» и маленькие участницы танца с кувшином. Также хотелось бы отметить отличные работы Василия Куратова (раджа Дугманта) и Романа Миронова (Великий брамин).
Великолепная сценография спектакля – воплощённая идея главного художника театра Юрия Самодурова. Творец замечательных экзотических восточных костюмов – художник по костюмам Наталия Кравченко. Яркие краски древней Индии и оттенки мерцающего загробного мира теней зрителям подарила художник по свету Нелли Сватова. Благодаря сплочённости и профессионализму каждого из участников спектакля восьмой фестивальный вечер получился гармоничным, наполненным и вдохновенным.
Продолжая использовать сайт komiopera.ru вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Политике cookie файлов