Дневник фестиваля. Дон Жуан или Зеркало Современности

В Сыктывкаре продолжается XXXIII Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» им. народной артистки РФ И. П. Бобраковой.

14 апреля Государственный театр оперы и балета Республики Коми представил на суд зрителя премьеру этого сезона, самую таинственную и дерзкую оперу В. А. Моцарта «Дон Жуан». Одно из величайших мировых творений появилось в репертуаре театра впервые в ноябре прошлого года, сразу же став самым обсуждаемым событием в культурной жизни столицы Коми.

Фестивальный показ необычной и оригинальной постановки «Дон Жуана» собрал полный зрительный зал. Заинтригованным поклонникам оперного искусства хотелось узнать, как можно связать выдающееся творение 18 века с контекстом той реальности, в которой мы сейчас живём. Ожидания зрителей полностью оправдались: известная своей многозначностью «опера опер» (как называл её влюбленный в композитора Эрнст Теодор Амадей Гофман) была преподнесена публике в совершенно неожиданном и актуальном современном прочтении.

Моцарт сочинил «Дон Жуана» в 1787 году. Работа над оперой велась в живом и весёлом расположении духа. Либретто написал Лоренцо да Понте. Первоначально опера называлась «Il dissoluto punito, ossia Il Don Giovanni» («Наказанный распутник, или Дон-Жуан»). Либреттист с утра до ночи просиживал за письменным столом, окруженный токайским вином, чернильницей и портсигаром. В то время в его доме жили две помощницы по хозяйству: мать и её очаровательная шестнадцатилетняя дочь. Каждый раз после того, как Лоренцо звонил в колокольчик (а делал он это довольно часто), в его комнате появлялась юная постоялица. Она приходила то с бисквитом, то с чашечкой кофе… Всегда милая, живая и улыбчивая. После таких встреч автора посещало вдохновение, включалась поэтическая фантазия и находились новые великолепные решения! В конце концов, требовательный Моцарт получил от да Понте отличное либретто с контрастно очерченными образами и звучными красивыми стихами. Гениальная музыка великого маэстро вывела оперу за рамки комедии. Композитор создал глубокое произведение, полное больших страстей и острых столкновений характеров.

«Веселая драма» – так Моцарт определил жанр своего «Дон Жуана». И в самом деле, загадок и противоречий здесь больше, чем в любой другой опере. Историю о покорителе женских сердец ставили многие театры мира. И немудрено, что за два с половиной столетия «Дон Жуан» заметно изменился. Однако, он по-прежнему остался неразгаданной и интригующей оперной тайной, которую по сей день пытаются разгадать как постановщики, так и зрители. Театр оперы и балета Республики Коми представил свою версию разгадки тайны «Дон Жуана».

Современную оригинальную интерпретацию знаменитого шедевра Моцарта предложила режиссёр Ольга Полякова, участвовавшая со своей необычной задумкой в конкурсе оперных проектов во Франции. До премьеры спектакль несколько лет «жил» в виртуальном пространстве. У Дон Жуана существовали личные страницы в соцсетях. Там он активно общался с девушками, проводил пикап-тренинги, выкладывал фотографии и посты о своих похождениях, путешествовал и отмечал геолокации. «Практический консультант по построению лёгких отношений, единственный в своём роде пикап-тренер, блогер, путешественник и художник по жизни» – вот его описание в соцсетях. И именно таким виртуальным соблазнителем Дон Жуан предстал на сцене театра.

Новую трактовку произведения воплотила в жизнь постановочная команда сыктывкарского театра: главный дирижёр Роман Денисов, режиссёр Николай Глебов, художник из Екатеринбурга Дарья Бочкарева, художники видеоконтента Михаил Смолко и Александр Бондаренко, хормейстеры Ольга Рочева и Алла Швецова, художник по свету Нелли Сватова.

Эта версия сюжета, сохранившая замысел композитора и либреттиста, обратила внимание зрителя на сегодняшний день с её стремительно меняющейся реальностью и огромными информационными потоками. Почему бы и нет, ведь театр – это искусство отражения жизни. А новая интерпретация знаменитой моцартовской оперы – настоящее зеркало привычной обыденной жизни современного общества.

Так, знаменитый соблазнитель живет в мире социальных сетей и интернета. Лаконичные декорации и образы переносят зрителя из привычного произведения 18-го века в наши дни, где огромную часть жизни занимают нескончаемые переписки, селфи и мессенджеры. В руках повседневно одетых героев оперы – смартфоны. Все, что происходит в их гаджетах, зритель видит на больших экранах, расположенных прямо на сцене. Вот Дон Жуан листает многочисленные фотографии девушек в соцсетях, выбирая на вечер очередную красивую спутницу (точно также он листает меню доставки быстрого питания, заказывая гамбургеры и пиццу). Вот ему поступает звонок с телефона разъярённой брошенной «бывшей». Мы даже видим трещину от удара экрана, когда донна Эльвира в ярости швыряет свой телефон. Безусловно, подобные режиссёрские приёмы усиливают ощущение полного погружения в действие и производят впечатление, что моцартовские герои находятся здесь и сейчас, рядом с нами, в 21 веке.

Музыкальная часть великого произведения осталась неизменной. Блистательная, ярко-театральная, изобретательная музыка Моцарта в исполнении оркестра театра под руководством главного дирижёра Романа Денисова звучала в этот вечер живо и проникновенно. Пожалуй, именно оркестр сыграл ведущую драматургическую роль в спектакле: cтремительное движение музыкальной драмы, захватывающие дух акценты, быстрая смена густой насыщенной звучности на разреженную прозрачную фактуру… Подвижно, компактно и выразительно.

Спектакль шёл на итальянском языке, на русском – только речетативы. Опера, проникнутая юмором и драматизмом одновременно, смотрелась и воспринималась легко, «на одном дыхании». В спектакле были задействованы девять солистов, хор и оркестр театра.

Дневник фестиваля. Дон Жуан или Зеркало Современности., изображение №1

Сложный многогранный образ великого соблазнителя в этой постановке полностью переосмыслен. Дон Жуан – яркий представитель поколения XXI века, имеющий сразу две ипостаси. Солист Никита Одалин – первый, настоящий Дон Жуан. Неопрятный, взлохмаченный, ведущий нездоровый образ жизни, что-то жующий прямо над клавиатурой, одержимый навязчивой идеей пополнить огромный список влюблённых в него жертв. Что это – страсть коллекционера или досадная патология? Он азартно и умело манипулирует происходящим, сидя дома за компьютером, с охотой соблазняет дам в сети, но не способен прийти к ним на личную встречу. Лайки, просмотры, трансляции парада жертв, количество подписчиков – вот смысл его жизни.

Дневник фестиваля. Дон Жуан или Зеркало Современности., изображение №2

Второй Дон Жуан (Андрей Ковалёв) – подставной. Это лишь симпатичный аватар главного героя, нанятый актёр, который по указке заказчика встречается с девушками. Любовными победами он обязан своему нанимателю, который контролирует каждое его действие и каждое слово через наушник. Два прекрасных баритона совершенно разной фактуры с лёгкостью справились с этой сложнейшей партией.

Дневник фестиваля. Дон Жуан или Зеркало Современности., изображение №3

Оба Дон Жуана, а также солисты оперной труппы Яна Пикулева (Церлина), Игорь Земской (Мазетто), Алексей Петров (Лепорелло) и Максим Палий (Командор) уже участвовали в первом ноябрьском показе оперы. Дебютировали на фестивальном спектакле: Борис Калашников (Дон Оттавио), Елена Лодыгина (донна Анна) и Галина Петрова (донна Эльвира). Артисты сумели создать яркие характерные моцартовские образы, раскрыв их в сложнейших ариях, речетативах и ансамблях.

Дневник фестиваля. Дон Жуан или Зеркало Современности., изображение №4

Развязка была в духе общей концепции этой современной постановки, хотя и довольно неожиданной! Даже смерть Дон Жуана от рук Командора оказалась… цифровой! Это вирус, чьё вмешательство удалило страницы, учетные записи и все контакты героя. Без них великий соблазнитель просто перестал существовать. Зловещая бесстрастность фраз минорных посланий Командора усилилась появившимся на экране изображением смеющегося троллфейса, а затем постепенным методичным повреждением всей компьютерной системы. Действие неумолимо стремилось к финалу, над всем господствовало ощущение приближающейся катастрофы. В реальном мире Дон Жуана ждал крах.