Дневник фестиваля. Балет «Крик» на «Сыктывкарса тулыс»

XXXIV Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» им. народной артистки РФ И. П. Бобраковой продолжает удивлять зрителей многообразием ярких творческих открытий, премьер и приглашенных звезд.

Неповторимая атмосфера глубокой сопричастности, духовности и единения со зрителем царила на втором фестивальном вечере в Академическом театре оперы и балета Республики Коми.

14 апреля гостям фестиваля была представлена премьера этого сезона – уже успевший покорить публику балет «Крик» в хореографии всемирно известного танцовщика Андрея Меркурьева по роману «Иди на Голгофу» классика русской литературы Александра Зиновьева.

Балет «Крик» – это история о поиске самого себя, размышление о духовном пути человека в непростую эпоху, когда, несмотря на тяжесть бытия, нужно сохранить в себе личность и быть духовно живым. История, как остаться человеком, несмотря на неверие в свои силы, одиночество, пассивность, унижение человеческого достоинства, наличие зла в мире. Спектакль, поставленный по мотивам романа «Иди на Голгофу» Александра Зиновьева, стал первым обращением к хореографической инсценировке творчества русского философа.

Оригинальная музыка, сопровождающая спектакль, гармонично сочетает в себе классику и современность. Хореограф-постановщик спектакля – заслуженный артист России, заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат «Золотой маски» Андрей Меркурьев. Либретто – Полина Зиновьева, художник-постановщик – Игорь Чапурин, художник по свету – Сергей Шевченко, моушн-дизайн – Александр Бондаренко.

Стоит отметить, что в начале апреля «Крик» с большим успехом открыл ХХVIII Международный балетный фестиваль в Чебоксарах. Все партии в спектакле на сцене театра «Волга Опера» исполняли артисты нашего театра.

Дневник фестиваля. Балет «Крик» на «Сыктывкарса тулыс», изображение №1

Второй вечер «Сыктывкарской весны» украсили артисты балетной труппы Академического театра оперы и балета Коми Анастасия Лебедик (Богиня), Роман Миронов (Рассказчик), Артём Дудин (Антипод), Анна Ткаченко и Наталия Балыкина (подруги Богини), Дмитрий Леканов и Данис Файзуллин (двойка Друзей).

Одну из центральных партий (Он) исполнил гость фестиваля, ведущий солист Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Евгений Жуков.

Дневник фестиваля. Балет «Крик» на «Сыктывкарса тулыс», изображение №3

Евгению уже знаком этот спектакль: в октябре артист участвовал в российской премьере балета. Кроме того, он уже становился участником фестиваля «Сыктывкарса тулыс»: в позапрошлом году Евгений Жуков выступил в Вечере балета «Чайковский. Триумфатор балета», где исполнил фрагмент из балета «Щелкунчик».

В этот раз полюбившийся сыктывкарскому зрителю динамичный, актерски верный танцовщик вновь блестяще справился с драматически сложной партией. Его герой, вначале вольготно и праздно чувствующий себя «среди своих», с каждым шагом терял веру в то, что человек и толпа совместимы. Живущий в системе, он искал свободы от навязанных стереотипов мышления, пытаясь сохранить в себе неповторимый, ни на кого и ни на что не похожий мир.

Зрителей гипнотизировал танец рук главного героя, муки его тела, пытающегося найти свою душу, доверительная передача чувств и эмоций – всё это сделало выступление Евгения Жукова поистине незабываемым.

Он – в диалоге со своим внутренним Я, то есть со своим Антиподом (Артём Дудин). Но между ними нет понимания. Антипод – темпераментный, экспрессивный, яркий, вытесняет героя, будто говоря ему: ты живешь в мире иллюзий, мир тебя не принимает.

Богиня (Анастасия Лебедик) – любит одного мужчину, но остается с его же второй половиной, с его Антиподом. И тот, и другой притягивают ее, мучая любовью и невозможностью разорвать треугольник. Богиня – изысканная, прекрасная, притягательная и очень разная. Она то в белом, то в черном, то в красном – пытается примирить любимых в одном лице. Но так не бывает, метания заканчиваются трагедией.

Дневник фестиваля. Балет «Крик» на «Сыктывкарса тулыс», изображение №4

В этот вечер мы вместе с героем искали ответ на вопрос, может ли человек быть счастлив в несовершенном, чуждом обществе, где он подавлен, не понят, не нужен, полностью одинок, терзаем предательством любимой женщины и конфликтом с самим собой. Спектакль получился эмоциональным и запоминающимся, а великолепное исполнение артистов сумело найти горячий отклик в сердцах зрителей.

Анна Ашихмина