Дневник фестиваля. Атмосфера единения и духовности. Концерт к 150-летию С. Рахманинова

Неповторимая атмосфера глубокой сопричастности, духовности и единения со зрителем царила на втором фестивальном вечере в Театре оперы и балета Республики Коми. 9 апреля здесь прошёл удивительный по красоте и наполнению концерт, посвящённый юбилею великого русского композитора Сергея Рахманинова. Знаковое масштабное событие объединило творческие силы города и стало настоящим подарком для ценителей русской музыки. Сосредоточенность, душевность, изысканность, доверительная передача чувств и эмоций – всё это сделало праздничный вечер поистине незабываемым.

Отмечая 150-летие со дня рождения Сергея Рахманинова, театр оперы и балета подготовил для зрителей необычную музыкальную программу. Это Концерт №2 для фортепиано с оркестром и симфоническая поэма «Колокола» – два крупных и значительных по замыслу произведения, сконцентрировавших в себе характерные особенности стиля Рахманинова.

– Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды, – эти слова принадлежат великому Рахманинову.

Потомственный русский дворянин, гениальный пианист, дирижёр и композитор стал символом русской музыки во всем мире. Он сосредоточил в своем творчестве все лучшее, что есть в нашей природе, культуре, характере. А знаменный распев и колокольный звук стали кровью и плотью рахманиновского звучания. О том, насколько сложно исполнять его произведения ходят легенды, ведь сам композитор мог дотянуться одной рукой до 13 клавиш. На сегодняшний день музыка Сергея Рахманинова звучит практически повсеместно. Однако, для понимания далеко не самых его простых симфонических полотен слушателям требуется немало знаний и эрудиции. Ведь без них самые глубинные смыслы музыки этого композитора остаются скрыты за внешними эффектами. Полные увлекательных фактов комментарии ведущей вечера Ольги Мойсеевич сумели настроить слушателей на нужный лад.

Второй концерт для фортепиано с оркестром стал началом нового периода в творчестве Рахманинова. Он обрёл огромную популярность благодаря высокому художественному благородству, красоте и выразительности тем. Композитор необычайно ярко воплотил в нем настроение радостного подъёма и ожидания чего-то нового, охватившее в то время широкие круги русского общества.

На «Сыктывкарса тулыс» концерт прозвучал в исполнении симфонического оркестра театра под управлением главного дирижера Романа Денисова. Солировал в этот вечер один из самых знаменитых и талантливых пианистов своего поколения, победитель многочисленных международных конкурсов, в том числе международного конкурса им. П. И. Чайковского, Алексей Мельников (Москва).

Молодой пианист регулярно выступает не только на сценах Московской консерватории, но и в лучших концертных залах всего мира. Сыктывкарская публика уже знакома с творчеством Алексея Мельникова. Он присутствовал в нашем театре на презентации рояля Steinway & Sons в рамках закрытия Года театра и первый продемонстрировал возможности нового инструмента.

В одном из своих интервью Алексей признавался:

– Второй концерт Рахманинова всегда хотел сыграть, сколько я себя помню. Это одно из первых сочинений, которые вообще услышал, и оно пробудило во мне желание заниматься музыкой, стать пианистом. Можно сказать, моя любовь к музыке началась с Рахманинова.

Между оркестром и солистом царило чудесное взаимопонимание и взаимодействие. Алексей Мельников произвел огромное впечатление на слушателей. Многие отметили «потрясающее владение звуком», яркость, открытость, виртуозность, лиричность и особую эмоциональность подачи музыкального текста. Каждая рахманиновская нота была наполнена вдохновением, мягкостью и чистотой. Музыкант продемонстрировал трепетное отношение к звуку, прочувствованность каждой интонации и тонкий вкус.

Симфонический оркестр театра тоже проявил высочайшее мастерство, отыграв концерт с полной эмоциональной самоотдачей. Зрительный зал взорвался аплодисментами. Солист и дирижер несколько раз выходили на поклон. В заключение своего выступления Алексей Мельников блестяще сыграл «на бис» Этюд-картину ре мажор соч.39 № 9 Сергея Рахманинова.

Во втором отделении концерта состоялась грандиозная премьера масштабной симфонической поэмы «Колокола», написанной для хора, трех солистов (тенора, сопрано и баритона) и симфонического оркестра. Для исполнения этого уникального произведения объединились хоровые коллективы театра оперы и балета, ансамбля песни и танца «Асъя кыа» и академического хора г. Сыктывкара. Сольные партии в «Колоколах» исполнили солисты театра Валерия ЗеленскаяБорис Калашников и Никита Одалин. Хормейстеры – Ольга Рочева и Алексей Разбаков.

Колокольный звон для Рахманинова всегда имел особый смысл – звон колоколов Софийского собора поразил его еще в детстве, и ритм колокольного звона часто появляется в произведениях композитора. В поэме «Колокола» каждая из четырех частей создает картину жизни человека на пути от рождения к смерти, и в каждой колокольный звон является главенствующим. Жизнь многообразна: её тон приобретает то ликующую окраску (свадебные колокола), то тревожную, превращаясь в набат (моменты опасностей, несчастий), то выступает как заупокойный звон.

Симфонический оркестр под управлением Романа Денисова великолепно справился со сложнейшей симфонической поэмой. Маэстро умело и точно вел свой корабль по курсу, это позволило присутствующим почувствовать единство всех участников процесса, ощутить силу, мощь, глубину и значимость этого величественного духовного произведения. В составе оркестра находились также студенты Колледжа искусств Республики Коми и дирижёр театра Никон Родюков (контрабас).

Каждый из солистов сумел по-своему передать красоту и глубокое содержание исполняемого произведения, заставляя зрителей внимать и сопереживать. И в том, как доносилось каждое слово в нерасторжимом слиянии с музыкой, было что-то поистине неземное. Солисты и артисты хора сумели вдохновить, удивить, пробудить чувства, наполнить зрителей любовью. Любовью к музыке.

И если после первой и второй частей поэмы зал взрывался аплодисментами в знак восхищения солистам, то третья часть, исполняемая оркестром и хором, посвященная самому сложному, бурному и в чем-то пугающему этапу, буквально накрыла слушателей мощной, сокрушительной волной звуков. Это был настоящий набат, после которого погребальный колокол воспринимался как успокоение, с благоговением, как надежда на бессмертие души.

Что касается кульминации – в этом искусстве Рахманинову, пожалуй, нет равных. Фееричный, неожиданно мажорный финал подарил ни с чем не сравнимое чувство победы над земным притяженьем, когда от слияния с музыкой буквально захватывало дух. Это был один из тех удивительных и редких моментов, когда хор, солисты, оркестр и зал, казалось, даже дышали в унисон.

Концерт, посвященный 150-летию Сергея Рахманинова, стал одним из самых ярких событий XXXIII Международного фестиваля «Сыктывкарса тулыс». Праздник получился эмоциональным и запоминающимся, а исполнение участников огромного творческого коллектива сумело найти горячий отклик в сердцах слушателей!