Дмитрий Сибирцев: «Опера — дама возрастная, ей уже хорошо за 400…». Дневник фестиваля

21 апреля в фойе Театра оперы и балета РК прошла творческая встреча «Как слушать оперу». Почетным гостем очередного познавательного мероприятия offstage-программы «Сыктывкарса тулыс» стал художественный руководитель арт-проекта «ТенорА ХХI века», лауреат международных конкурсов и премий, директор Московского Государственного Камерного хора под руководством В. Н. Минина, музыкант, пианист, постоянный участник практически всех музыкальных и оперных фестивалей в России Дмитрий Сибирцев.

Встретиться и пообщаться с известным музыкантом смогли все желающие. В этот раз мероприятие посетили не только любящие зрители, студенты, журналисты и поклонники вокального искусства, но и ведущие солисты Театра оперы и балета.

Дмитрий Сибирцев рассказал слушателям о том, что такое современный оперный театр: о его проблемах и сложностях, о том, по какому принципу строится репертуарная политика. Он отметил, что каждый театр должен занимать свою нишу, в творческом плане отличаясь от других и удерживая музыкальный уровень на максимально возможной высоте. При этом, необходимо уметь координировать свои действия с другими коллективами и с уважением относиться к каждому артисту, не ограничивая его свободу выбора

– В любом коллективе нужно, в первую очередь, работать на принципах взаимного уважения. Потому что, какую бы должность человек в театре ни занимал, его изначально необходимо воспринимать как личность. Хочется, чтобы каждый артист оценивал себя по достоинству.

Также художественный руководитель арт-проекта «ТенорА ХХI века» рассуждал о необходимости раскрывать эмоции, заложенные в музыке, о соответствии возраста и внешних данных артиста исполняемым им партиям, о том, каким должно быть первое знакомство с оперой и многом другом.

– У каждого человека с возрастом формируется свое собственное отношение к оперному искусству. Опера – дама достаточно возрастная, ей уже хорошо за 400. И, по-моему, не было ни одного года, когда говорили, что опера в кризисе. Также как и на подъеме. Опера, действительно, развивается. Но развивается параллельно с тем, как пишут музыку, какие новые направления возникают в вокальной школе. Меняются составы оркестров, их звучание. Во времена Верди вообще не существовало такого понятия как «оперный режиссер». Сейчас это понятие расцвело, и режиссеры пытаются занять более важные главенствующие позиции. Говоря о первом знакомстве с оперой – это знакомство должно быть очень позитивным и удачным.

Дмитрий Александрович Сибирцев – художественный руководитель Арт-проекта «ТенорА XXI века», с 2012 по 2020 год – директор Московского театра Новая Опера им. Колобова. С 2020-го – директор Московского государственного академического камерного хора. Окончил Уральскую государственную консерваторию им. Мусоргского по классу фортепиано. Выступает в качестве концертмейстера с выдающимися отечественными и зарубежными вокалистами. Автор идеи и художественный руководитель оперного фестиваля «Басы XXI века», фестиваля камерной музыки «Вокальные перекрестки», фестиваля «Сто лучших отечественных песен».

Дипломант всероссийских и международных конкурсов в номинации «Лучший концертмейстер». Лауреат Премии Фонда Ирины Архиповой (2004), Лауреат Премии «Национальное достояние» (2007), Лауреат Премии г. Москвы (2013). Член жюри Всероссийской театральной премии «Золотая маска» (2013), Международной премии «Чистый звук» (2019).

 

Анна Ашихмина