Находясь в постоянном поиске новых творческих идей, труппа театра каждый сезон с огромным энтузиазмом готовит для ценителей искусства интересные и свежие постановки. Этот год не стал исключением: репертуар театра пополнился несколькими премьерами, ставшими яркими событиями в культурной и музыкальной жизни города.
Небывалое число разножанровых премьерных постановок собрало множество зрителей, премьерные показы спектаклей посмотрели почти 6000 человек. Каждый спектакль стал ярким событием в культурной жизни Сыктывкара и Республики Коми, позволил раскрыть новые возможности артистов театра.
Традиционно в 2024 году театр организовал и провел два фестиваля: 17-й по счету Новогодний Лайт-фестиваль и XXXIV Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» им. И. П. Бобраковой.
З4-й «Сыктывкарса тулыс» удивил и порадовал жанровым многообразием и собрал целое созвездие приглашённых артистов. Весенний праздник красоты, таланта и вдохновения, проходивший с 12 по 30 апреля, подарил театралам одиннадцать удивительных вечеров.
Стартовал «Сыктывкарса тулыс» с масштабной премьеры оперы Ш. Гуно «Фауст». Постановочная команда спектакля, соединяющая опыт и молодость, профессионализм и свежий взгляд, удивила зрителя необычностью трактовки этого оперного творения, его современным прочтением. Режиссер спектакля – Илья Можайский, дирижер – Никон Родюков. Хормейстерами спектакля выступили Ольга Рочева и Алла Швецова. Сценография и костюмы молодого, но уже имеющего яркий творческий багаж художника Нины Юнгвальд-Хилькевич, авторское видение хореографической сцены «Вальпургиева ночь» представил хореограф Андрей Меркурьев. В декабре 2024 года спектакль был отмечен IX Национальной оперной премии «Онегин». Лауреатом премии в номинации ««Концертмейстер/Коуч» стала Мария Ляшева. Именно Мария провела большую работу с артистами по подготовке вокального и языкового материала спектакля.
Кроме того, в афишу фестиваля вошли еще три премьеры предыдущего, 66-го театрального сезона: русский водевиль «Секрет Полишинеля» Л. Квинт, сказочный балет «Снежная королева» Т. Кантелинена и балет «Крик» по роману А. Зиновьева «Иди на Голгофу» в хореографии А. Меркурьева.
Зрители смогли насладиться лучшими образцами мирового оперного искусства – бессмертной «Травиатой» Дж. Верди и великолепной «Тоской» Дж. Пуччини. Ценителей балетного искусства порадовал темпераментный балет Л. Минкуса «Дон Кихот». Главные партии в спектаклях исполнили приглашенные артисты из ведущих московских театров. Традиционно в программу фестиваля были включены симфонический и камерный концерты.
Два фестивальных спектакля в постановке нашего театра можно было увидеть в прямом эфире на портале «Культура.РФ»: 21 апреля прошла трансляция балета Т. Кантелинена «Снежная королева», а 28 апреля – онлайн-трансляция оперы Дж. Пуччини «Тоска».
67 театральный сезон открылся 4 сентября премьерой оперы Дж. Верди «Аида» в полуконцертном исполнении. Постановка «Аиды» – первое в истории театра обращение к этому великому творению Верди. «Аида» стала открытием не только сезона, но и новой театральной страницы. Премьеру по-настоящему ждали, и она не обманула зрительских ожиданий: масштабное и глубокое прочтение Верди стало значимым этапом для театра и знаковым культурным событием Республики Коми. Написанная великим Верди более 150 лет назад красивая и трагичная история любви и сегодня волнует сердца ценителей оперного жанра во всём мире. Художественным руководителем постановки выступил директор-художественный руководитель театра Алексей Садовский. Дирижёр-постановщик – главный дирижёр и музыкальный руководитель Московского театра оперетты Константин Хватынец, коуч по вокалу и итальянскому языку – оперная певица мировой величины Людмила Шемчук.
Ещё одну премьерную постановку года можно считать историческим событием. Этой оперой в 1958 году состоялась открытие театра. Новую постановку «Евгения Онегина» осуществил ведущий музыкальный режиссер России, народный артист России, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Юрий Александров. Свой авторский спектакль Александров представил в тандеме с народным художником России Вячеславом Окуневым и дирижером Арифом Дадашевым. Новое прочтение великого творения Чайковского позволило зрителям по-другому взглянуть на этот известный пушкинский сюжет, прочувствовать через художественные образы, созданные артистами, близкие переживания и эмоции. В премьерных показах 1 и 2 ноября предстали два состава молодых исполнителей и мастеров сцены театра.
Через месяц театр пригласил зрителей на еще одно событие года – премьеру одного из самых ярких современных музыкальных творений, мюзикла Александра Пантыкина «Мёртвые души». Авторы, по-новому взглянув на творчество Николая Гоголя, размышляют о проблемах современного общества и будущем России. Команда постановщиков спектакля (режиссёр Николай Покотыло, художник Юрий Наместников, дирижёр Максим Качалов, хореограф Марина Суконцева) предложили на суд сыктывкарского зрителя своё прочтение «Мёртвых душ». Хормейстерами спектакля выступили Ольга Рочева и Алла Швецова. Необычный, неожиданный, ни на что не похожий, полный юмора, сатиры и гротеска спектакль, как калейдоскоп, пронёс зрителей по гоголевским страницам, обнажив человеческие пороки, всё смешное и страшное. В «Мёртвых душах» участвовала практически вся труппа театра, многие роли прекрасно исполнили не только солисты оперной труппы, но и артисты хора. Задействована в премьере и балетная труппа.
В завершении года театр подарил ещё одну, на этот раз балетную премьеру. Вечер балета «Кармен-сюита. Альборада. Болеро. Павана» 20 и 21 декабря поставил на сцене театра хореограф, заслуженный артист России Андрей Меркурьев, музыкальный руководитель – главный приглашённый дирижёр театра Ариф Дадашев, костюмы одного из ведущих российских художников по балетным костюмам Татьяны Ногиновой. Постановка была осуществлена при поддержке гранта Главы РК в области театрального искусства и концертной деятельности. Андрей Меркурьев предложил свою трактовку и осмысление образа Кармен. Новелла Мериме актуальна и сегодня, музыка Бизе продолжает раскрывать новые грани образа Кармен, и современный зритель нашёл в нём близкие себе мысли и чувства. Спектакль отличался действенностью, сочностью красок, естественностью чувств и переживаний, накалом страстей и яркими танцами артистов. Второе отделение премьерного балетного вечера было посвящено творчеству М. Равеля. В балетном вечере выступили солисты театра, артисты балета и симфонического оркестра.
Коллектив театра продолжает вести и активную гастрольную деятельность. В марте два ярких, фееричных балетных спектакля «Яг-Морт» и «Тысяча и одна ночь» были представлены зрителям Йошкар-Олы на сцене Марийского государственного академического театра оперы и балета имени Э. Сапаева. В этом же месяце состоялись гастроли в Киров. Кировский областной драматический театр им. С. М. Кирова связывает давнее сотрудничество с Академическим театром оперы и балета Республики Коми. В этом году гастроли были вновь обменные: кировчане тоже выступали на сцене сыктывкарского театра. В гастрольной афише кировского театра были детектив, комедии и приключенческий спектакль для юных зрителей.
В преддверии первого весеннего праздника артисты Театра оперы и балета Коми отправились в ставший уже традиционным Северный гастрольный тур по городам и районам республики. В этот раз жителям региона была представлена новая праздничная концертная программа «На крыльях весны», посвящённая Международному женскому дню 8 марта. Гастрольный график тура, проходившего в 2024 году с 25 февраля по 11 марта, включил в себя Воркуту, Инту, Печору, Щельяюр, Ижму, Брыкаланск, Вуктыл, Сосногорск, Микунь и Ухту.
В мае прошли гастроли балетной труппы Академического театра оперы и балета Республики Коми по трём российским городам. Жителям Ярославля, Москвы и Костромы представилась уникальная возможность увидеть премьеру 66-го театрального сезона – балет «Крик» в хореографии всемирно известного танцовщика Андрея Меркурьева по роману «Иди на Голгофу» классика русской литературы Александра Зиновьева.
Летом балетная труппа театра отправилась в Санкт-Петербург. В июне на сцене одного из старейших российских драматических театров, Национальном драматическом театре России (Александринском театре) состоялась российская премьера балета «Крик». В сентябре «Крик» был представлен нашими артистами на сцене Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
В октябре состоялись гастроли в Ухте, в ноябре – в Микуни.
В рамках мероприятий Годов культуры России-Китая с 23 по 26 октября солисты оперной труппы Академического театра оперы и балета Коми Валерия Зеленская и Борис Калашников выступили в г. Чанша (Китай) совместно с Сянцзянским симфоническим оркестром. Артисты исполнили шедевры мирового оперного репертуара.
Уходит в историю 2024-й год. Для нашего театра он стал необычайно динамичным, наполненным интересными событиями, премьерами и многочисленными профессиональными победами. Мы верим, что наступающий 2025-й год будет таким же щедрым и добрым на приятные творческие события, и принесёт ещё больше премьер, гастролей, новых встреч и открытий! До встречи в театре!
Продолжая использовать сайт komiopera.ru вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Политике cookie файлов