17, 18 апреля – премьера балета «Яг-Морт»

Коми-национальный балет «Яг-Морт» впервые был поставлен в 1961 году. Это время было эпохой покорения человеком природы, освоения земных богатств, подчинения себе стихии земли и неба. Человек не просто осваивал лес, но был его завоевателем и победителем.

Прошло 60 лет, и все кардинально изменилось: теперь лес нуждается в защите и бережном отношении. Одна из острейших проблем современного мира – защита природы и экология цивилизации. Единственный национальный балет  эко-республики не может не откликнуться на актуальную сегодня тему бережного отношения к природе.

Так, пролог  балета начинается с упоминания «кодекса охотника», по которому коми люди жили вплоть до конца 80-х годов и который  учил их мирному сосуществованию с природой,  уважительному, бережному и благодарному отношению к лесу.  В спектакле изменяется полюс основного конфликта «человек и лес», меняется понятия положительного и отрицательного начала, образы ключевых персонажей. В новой редакции Яг-Морт – это не злобное лесное чудище, которого боятся и ненавидят люди. Яг-Морт – это сам лес, это парма, которая дает человеку жизнь. Образ Яг-Морта как владыки, хозяина леса, становится многогранным, сложным, притягательным, он не перестает быть грозным и местами опасным, но также показывает и свою беззащитность, свою уязвимую красоту. Он – существо не мира людей, и его любовь к Райде – это трагедия. Важно и то, что Райда теперь – не просто очередная жертва лесного демона, но его единственная  и недосягаемая возлюбленная. В «Яг-Морте» в лучших традициях романтического балета сталкивается два мира – земной, человеческий и «потусторонний» – мир леса. И если в первом акте мы разделяем радость человеческого праздника наступления лета, то во втором мы вступаем в мир волшебства, прекрасный и пугающий. Здесь есть и добрые духи леса – волшебная свита Яг-Морта, и пеж-гаги, лесная нечисть – неизменные спутники лукавой Емы.

Меняется и финал балета – вместо жестокого убийства лесного чудища (так заканчивались все предыдущие редакции спектакля), происходит примирение Яг-Морта и людей, понявших, что нужно беречь свой мир, леса, воздух, воду, все несметные богатства этого края; человек заключает завет с хозяином  леса о мирном и уважительном сосуществовании.

Помимо острой экологической проблемы, сегодня актуальной стала и тема любви к родной земле, национального самосознания, возврата к истории, корням, к культуре малой родины, возрастает интерес к  ее фольклору,  самобытности, обычаям. Так, например, Юнеско уже более 10 лет проводит Всемирную Фольклориаду в столицах стран мира, во время которой представители со всего земного шара собираются, чтобы показать  богатство и разнообразие музыкальной культуры, кухни, прикладного искусства своего народа. И национальный балет «Яг-Морт» – это синтез народной культуры, своего рода визитная карточка Коми земли.

***

Оригинальный хореографический текст не сохранился, но к работе над балетом привлечен финно-угорский хореограф Александр Рюнтю, который включил в свою редакцию реплики оригинальной хореографии, восстановленной со слов и воспоминаний первых исполнителей балета, в том числе первой исполнительницы роли Райды Ольги Коханчук.

Особое внимание в балете уделяется  визуальному ряду. Чтобы показать красоту коми природы, в спектакль введены разные времена года, и зритель  путешествует из зимы в лето. Очень много внимания уделено волшебной красоте леса, который, в отличие от первой редакции, будет не мрачным логовом чудовища, а прекрасным лесным царством, богатым и щедрым. Для достижения максимального эффекта в спектакле задействованы современные театральные технологии.

При работе над спектаклем было принято решение раскрыть все купюры музыкальной партитуры и отменить все многочисленные изменения, которые претерпела музыка за долгую жизнь спектакля, и привести  структуру сцен в соответствие с историческим оригиналом и замыслом композитора. Была проведена большая работа по восстановлению партитуры и ее аранжировке.

Екатерина Ширяева