Ольга Коханчук

Ольга Васильевна Коханчук родилась 18 мая 1942 года в г. Константиновка Сталинской области Украинской ССР (ныне – Донецкая область Украины). С ранних лет Ольгу с братом Владимиром воспитывали бабушка и прабабушка: в 1943 году на фронте погиб их отец, а у матери была другая семья. Немногие знают, что с самого детства будущей балерине было противопоказано активное движение из-за серьезного заболевания – врождённого порока сердца. Но это не мешало ей мечтать о танцах и балете: маленькая Оля даже пыталась сшить себе балетные туфельки из газет. Переехав с семьей в Сыктывкар, она поступает, точнее Ольгу отправляют, в музыкальную школу, чтобы научиться игре на фортепиано и скрипке. Она училась старательно, но без особого желания, и без разрешения бабушек сама пошла во Дворец пионеров (ныне – Дворец творчества детей и учащейся молодежи г. Сыктывкара) в танцевальную студию Натальи Альбертовны Генчель. В 1955 году происходит судьбоносный случай в жизни О. Коханчук: за хорошую учёбу и активную общественную работу ее отправили в «Артек», где был танцевальный кружок под руководством балерины Большого театра Ирины Александровны Добель. Она пригласила Ольгу заниматься, когда заметила, как девочка внимательно наблюдает за занятиями, но боится войти в класс. И. Добель поставила для нее хореографический номер на музыку Анатолия Новикова к песне «Смуглянка», а после окончания смены сказала: «Тебе надо серьёзно заниматься!»

И вопреки желанию родных 12-летняя девочка в 1955 году одна отправилась поступать в Пермское хореографическое училище (класс Н. Д. Сильванович), которое окончила в 1961 году, сразу поступила в труппу Коми музыкально-драматического театра. Хотя еще в год открытия, в 1958 году, во время каникул она уже работала в театре. Первой большой партией О. Коханчук стала Райда в балете Я. Перепелицы «Яг-Морт» (хореография Георгия Ваховского), бессменной исполнительницей которой она была до 1977 года. «Ее Райда, смелая и нежная девушка-северянка, была таким безусловным успехом, а все остальные молодые участники проявили такой энтузиазм, такое неукротимое желание учиться, что вопрос, на кого делать ставку в будущем сезоне, решился сам собой» (Смена, №905, Февраль 1965). В 1962 году балетная труппа театра представила этот балет на сцене Кремлевского дворца съездов в рамках декады Коми АССР в Москве. О. Коханчук выходила на сцену пять вечеров подряд, а зрители принимали балет с восторгом. Далее были ведущие партии в самых известных классических и национальных балетах и прекрасный дуэт на сцене и в жизни с Игорем Кочетковым: Эсмеральда и Флер-де-Лис («Эсмеральда» Ц. Пуни, 1961), Мария («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, 1964), Жизель («Жизель» А. Адана, 1965, 1970), Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. Чайковского, 1968), Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса, 1970), Медора («Корсар» А. Адана, 1976), Сарри («Тропою грома» А. Кара-Караева, 1969), Вереника («Египетские ночи» А. Аренского, 1971), Барышня («Барышня и хулиган» Д. Шостаковича, 1972) и др. Помимо балетов она была занята в танцах и балетных сценах более чем в 40 операх и опереттах. Образы, созданные О. Коханчук, всегда были своеобразными и свидетельствовали о широком артистическом диапазоне балерины.

Однако ее деятельность не ограничивалась сценой: артистка активно встречалась со зрителями в рамках творческих встреч по всей Коми АССР, а также консультировала молодых артистов театра и творческих коллективов республики. В 1981 году, уйдя со сцены, Ольга Коханчук не покинула стены театра: она стала педагогом-репетитором балета. А в 1985 году она была приглашена Вячеславом Гордеевым в качестве педагога в театр «Русский балет», где и служит до сих пор.   

Награды и звания:

В 1953 году награждена Почетной грамотой Обкома КПСС.

В 1964 году удостоена почетного звания «Заслуженная артистка Коми АССР».

В 1971 году награждена орденом «Знак почета».

В 1973 году отмечена знаком «Отличник культурного шефства на селе».

В 1976 году удостоена почетного звания «Заслуженная артистка РСФСР».

В 1978 году награждена Почетной грамотой Министерства культуры Коми АССР и Коми областного комитета профсоюза работников культуры за добросовестную работу и к 30-летию со дня организации театра.

Евгения Цветкова


Ольга Коханчук

Возврат к списку