Марат Козлов

Марат Константинович Козлов (драматический тенор) родился 18 марта 1930 года в Рязани в медицинской семье. Отец был врачом (умер в 1956 году), а мать – фельдшером (погибла в 1943 году). Окончив в 1949 году школу в г. Пермь, он поступил в Свердловский юридический институт (ныне – Уральский Государственный юридический университет) и окончил его в 1955 году. Параллельно с учебой в институте М. Козлов поступает в Уральскую Государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского. В 1959 году ему присвоена квалификация солист филармонии, преподаватель. Совершенно ясно, что еще во времена обучения юриспруденции будущего артиста интересовала музыка. В этот период (1952-1956) он начал выступать как солист эстрадного оркестра при кинотеатре «Октябрь» в Свердловске. Затем (1956-1959), работал солистом-стажером в Свердловском театре оперы и балета (ныне – Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета). 

По окончании обучения в консерватории М. Козлов отправляется в Алма-Аты и работает в Академическом ордена Ленина Казахском театре оперы и балета (ныне – Казахский государственный академический театр оперы и балета им. Абая (1959-1961). А в ноябре 1961 года поступил в труппу Коми Республиканского музыкального театра, в котором проработал до 1980 года. За эти 19 лет работы артистом было сыграно на сцене театра и на многочисленных гастрольных площадках более 1500 спектаклей, совершено более 30 гастрольных поездок и подготовлено более 45 ведущих ролей и партий в различных музыкальных жанрах. Среди них: Фауст («Фауст» Ш. Гуно), Пинкертон («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини), Хозе («Кармен» Ж. Бизе), Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Альфред («Травиата» Дж. Верди), Герцог («Риголетто» Дж. Верди), Князь («Русалка» А. Даргомыжский), Бомелий («Царская невеста» Н. Римский-Корсаков), Ленский («Евгений Онегин» П. Чайковского), Водемон («Иоланта» П. Чайковского), Молодой цыган («Алеко» С. Рахманинова), Антонов («В бурю» Т. Хренникова), Латкин («Домна Каликова» Б. Архимандритова), Нагоев (На Илыче» Я. Перепелицы), Кепкин и Глебов («Песни к звездам»-«Ни пуха, ни пера» Я. Перепелицы) и др.

Его современники отмечают, что М. Козлова отличали исключительная работоспособность, которая выражалась в вокальной выносливости и умении быстро подготовить партии, исполнявшиеся всегда с большой отдачей и артистичностью, вне зависимости от того центральные они или характерные. И действительно, прекрасные вокальные, а главное актерские данные позволили артисту блистать и в оперетте не только в главных ролях, но в образах простаков. Им были сыграны роли: Баринкай («Цыганский барон» И. Кальмана), Андрей («Холопка» Н. Стрельников), Эдвин («Сильва» И. Кальмана), Каскада и Россильон («Весёлая вдова» Ф. Легара), Йожеф («Последний чардаш» И. Кальмана), Рауль («Фиалка Монмартра» И. Кальмана), Фредди («Моя прекрасная леди» Ф. Лоу), Стан («Вольный ветер» И. Дунаевский), Брассет («Здравствуйте, я Ваша тетя» О. Фельцмана) и др. Также артист был постоянным участником всех ответственных праздничных, торжественных и отчетных концертов различных уровней; встреч со зрителями в различных уголках республики. Все исполняемые М. Козловым партии и роли пользовались большим успехом у зрителей, критиков и журналистов как в г. Сыктывкаре, республике, так и за ее пределами. Он довольно часто получал предложения от других театров с просьбой принять участие в спектаклях. Например, Киргизский государственный ордена В.И. Ленина академический театр оперы и балета (ныне – Кыргызский национальный ордена В.И. Ленина академический театр оперы и балета им. А. Малдыбаева в 1968 году приглашал артиста спеть в феврале сразу два спектакля – «Травиату» (Альфред) и «Фауст» (Фауст). А Бурятский театр оперы и балета (ныне – Бурятский государственный академический театр оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова) – «Кармен» (Хозе).

Помимо таланта, в артисте отмечали высокую творческую дисциплинированность и самоорганизованность, часто ставили в пример молодым артистам. А сам Марат Константинович никогда не отказывался от наставничества и шефства, оказывал любую помощь своим молодым коллегам. В течение многих лет он помогал в воспитании студентов. Когда в 1980 году он принял решение уйти со сцены и из театра, то выбор дальнейшей сферы деятельности был известен заранее – педагогическая. М. Козлов стал преподавателем Сыктывкарского училища искусств (ныне – Колледж искусств Республики Коми). Талантливый человек – талантлив во всем… ну или во многом. С тем же успехом, с которым ранее блистал на разных сценах, теперь он отдавал себя своим ученикам и студентам. Среди его учеников известные в разной степени вокалисты: Владимир Компанеев, Валерий Димов, Павел Напалков, Оксана Клипка, Александр Жаворонков, Ефим Расторгуев, Ольга Георгиева, Эдуард Цанга, Алексей Лавров и др. Всех их объединяет увлечение и безграничная любовь к оперной, а в конечном итоге, к музыке вообще, которую им привил Марат Константинович.

Его не стало 25 ноября 2007 года после болезни. Но ученики до сих пор вспоминают о нем, как о человеке замечательном, потрясающем, но в тоже время простом: он «учил, не учя». Вспоминают как о мудром педагоге, который дал им всем такую основу, с которой можно смело пускаться в непростой оперный путь. 

Награды и звания:

В 1970 году награжден Дипломами I степени Министерства культуры Коми АССР и РСФСР за роль Латкина в опере Б. Архимандритова «Домна Каликова».

В 1970 году награжден Дипломами I  степени Министерства культуры Коми АССР и РСФСР за роль Антонова в опере Т. Хренникова «В бурю».

В 1976 году удостоен почетного звания «Заслуженный артист Коми АССР».

В 1978 году награжден Почетной грамотой Министерства культуры Коми АССР и Коми областного комитета профсоюза работников культуры за долголетнюю и добросовестную работу и связи с 20-летием со дня организации театра.

Евгения Цветкова


Марат Козлов

Возврат к списку