Ия Бобракова

Ия ПетровнаБобракова родилась 28 декабря 1927 года в с. Пажга Сыктывдинского района Коми АССР (ныне – Республики Коми) в крестьянской семье, которая была очень музыкальной: все играли на каком-либо инструменте, пели, устраивали домашние спектакли. В пять лет Ия подбирала мелодии на балалайке, а в семейных вокальных квартетах неизменно пела самую низкую партию. Однажды маленькую девочку услышал слепой музыкант-гармонист из Шошки Родион Рочев /Елькин/ и предсказал ей будущее певицы. Еще одна знаковая встреча в ее судьбе произошла в 1932 году, когда Ию, ее мать и сестер пригласили выступить на концерте, проводимом Коми инструктивно-передвижным показательным театром. Их выступление было отмечено, и Виктор Савин предрек девочке будущий актерский успех. Однако путь до него был не близкий. После того, как в 1935 году арестовали Петра Дмитриевича Ильчукова (отца Ии Петровны) и расстреляли в 1937 году в Челябинске, ее семья переехала сначала в с. Вильгорт, а затем в Сыктывкар, где старшая дочь Лида окончила финансовый техникум и стала работать бухгалтером на радио. Собственно с этого началась творческая жизнь самой младшей Ии: однажды, когда она была у сестры на работе, редакторы радиопередач услышали, как ее пение, и будущий режиссер стала постоянным участником детских радиопередач, озвучивала в основном роли мальчиков.

Окончив в 1941 году сыктывкарскую среднюю школу №12, Ия Бобракова поступила в Сыктывкарское педагогическое училище (ныне – Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И. А. Куратова), в 1943 году со II курса перевелась в Коми Государственный педагогический институт на отделение языка и литературы. В этом же году она оканчивает Детскую музыкальную школу (ныне –Сыктывкарская детская музыкально-хоровая школа), где она училась по классу виолончели, и одновременно с учебой в институте поступает на дирижерско-хоровое отделение Сыктывкарского музыкального училища (ныне – Колледж искусств Республики Коми). Учась на втором курсе училища (1944), Ия Бобракова становится артисткой хора Государственного ансамбля песни и танца Коми АССР (ныне – Государственный ансамбль песни и танца Республики Коми имени Виктора Морозова «Асъя Кыа»), а на последнем курсе (1946) она приступает к работе в Детской музыкальной школе в качестве преподавателя. После окончания училища три года (1947-1950) она работает преподавателем музыкальных дисциплин в Сыктывкарском педучилище. В 1950 году Ия Бобракова вторично оканчивает Сыктывкарское музыкальное училище, но уже вокальное отделение, получив рекомендацию к продолжению обучения в консерватории. Собрав необходимое количество денежных средств, она отправляется поступать в Ленинградскую Государственную консерваторию (ныне – Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова). Успешно пройдя оба тура и коллоквиум, И. Бобракова была зачислена на вокальный факультет в класс профессора Антонины Андреевны Григорьевой (самая известная из ее учениц – Елена Образцова), руководителем оперного курса был Александр Николаевич Киреев. Ия параллельно с обучением вокалу проявила интерес к режиссуре и стала посещать еще и режиссерскую группу. А. Киреев отмечал способности молодой студентки, но тогда ей не позволили обучаться на двух факультетах одновременно. В 1955 году после окончания консерватории И. Бобракова возвращается в Сыктывкар и становится солисткой Концертно-Эстрадного бюро (ныне – Коми Республиканская филармония).

После того, как в Коми АССР было принято решение об организации музыкального театра (1957) в столице республики Сыктывкаре, Ия Петровна была переведена на должность солистки вновь образовавшейся труппы в марте 1958 года. 26 августа того же года оперой Петра Чайковского «Евгений Онегин» открылся Коми Республиканский музыкальный театр (ныне – Государственный театр оперы и балета Республики Коми). В этот вечер Ия Бобракова исполнила партию Ольги, а на следующий день молодая 21-летняя артистка спела няню в этом же постановке. Режиссером-постановщиком этого спектакля выступил ее учитель – Александр Киреев. Именно он после премьерных показов оперы рекомендовал в Министерстве культуры Коми АССР кандидатуру Ии Бобраковой в качестве будущего режиссера музыкального театра. Для этого ей необходимо было получить соответствующее образование. Так началась новая глава – режиссерская. В октябре Ия Петровна дала согласие занять место художественного руководителя Коми Республиканской филармонии, на котором проработала чуть более полугода. Но ответственность, которую несет руководитель, и время, необходимое для работы, трудно уживалось с учебой в Ленинграде. Поэтому она вновь вернулась в театр в качестве солистки. За это время исполнила партии Дарьи в первой национальной коми опере Григория Дехтярёва «Гроза над Усть-Куломом» (1960), Марты и Зибеля в опере Шарля Гуно «Фауст» (1961), Флоры («Травиата» Дж. Верди, 1960), Тонечки («Белая акация» И. Дунаевского, 1959), Клементины («Вольный ветер» И. Дунаевского, 1960).

Сразу же после окончания режиссерского факультета Ленинградской Государственной консерватории в 1963 году Ия Бобракова становится очередным режиссером Коми республиканского музыкально-драматического театра. Ее выпускная дипломная работа стала первой работой в новом режиссерском качестве, это была опера Александра Даргомыжского «Русалка» (1963). Главные партии исполнили А. Крылова и М. Козлов. Сама же Ия Петровна пела Княгиню. Этот спектакль был в репертуаре театра в течение 18 лет. Второй режиссерской работой стала опера Джакомо Пуччини «Чио-Чио-сан» (1964, партия Сузуки), третьей – «Кармен» Жоржа Бизе (1965). Как часто бывает, у молодого режиссера случились недопонимания с руководством театра, которые касались художественного видения и выбора названий для постановки. И в 1965 году И. Бобракову освободили от постоянной занятости в театре, перевели на разовое сотрудничество. В это время она активно занималась преподавательской деятельностью в Сыктывкарском музыкальном училище. Единственной ее работой в этот период стала опера Бориса Архимандритова «Домна Каликова» (1967, партия матери Домны). Этот спектакль получил довольно противоречивые оценки: профессор Ленинградской консерватории Александр Никодимович Дмитриев назвал его новаторской и очень высоко оценил, а сыктывкарские газеты (в частности «Красное знамя») восприняли художественное воплощение и сценические решения реальной истории как «отступление от жизненной правды. Поскольку сама Ия Петровна не видела перспективы оставаться в Коми, она приняла решение уехать в Кишинев в Государственный институт искусств Молдавской ССР (ныне – Приднестровский государственный институт искусств) на должность преподавателя (затем – старшего преподавателя) кафедры оперной подготовки и актерского мастерства.

В 1969 году Ия Бобракова вернулась в родную республику и театр: она вновь стала очередным режиссером. Следующей ее большой работой стала опера Тихона Хренникова «В бурю» (1970, партия Косовой), удостоенная дипломов и наград на Всесоюзном и Всероссийском смотрах музыкальных спектаклей. Она активно берется за дело и сосредотачивается на режиссерской работе, выпускает следующие спектакли: «Цыганский барон» (И. Штраус, 1971, партия Чипры), «На Илыче» (Я. Перепелица, 1971, партия Марфы), «Иоланта» (П. Чайковский, 1972), «Роз-Мари» (Р. Фримль, 1972), «Алеко» (С. Рахманинов, 1973). После того, как с поста главного режиссера театра в Министерство культуры Коми АССР был переведен Эраст Попов, И. Бобракова занимает должность главного режиссера.

Собственно, став главным режиссером оперного театра, она смогла начать реализовывать свои масштабные идеи и свободнее выбирать названия произведений для включения в репертуар театра. И. Бобракова занимала эту должность на протяжении 7 лет, за исключением года (1975-1976), который она провела в Министерстве культуры Коми АССР на должности заместителя министра. В этот период в репертуаре театра появились новые спектакли: «Севильский цирюльник» (Дж. Россини, 1974), «Четыре близнеца» (А. Рыбников, 1975), «Иду на Вы» (В. Дружинин, 1975), «Царская невеста» (Н.А. Римский-Корсаков, 1975), «Левша» (В. Дмитриев, 1976), «Риголетто» (Дж. Верди, 1978), «Красная шапочка» (М. Раухвегер, 1979), «Цыган-премьер» (И. Кальман, 1980). Особое место в этот период творчества занимает работа с опереттой А. Давоскина и В. Дружинина «Розы для Крассимиры» (1978). Постановка спектакля осуществлялась совместно с болгарской стороной, и премьера оперетты прошла на сцене Музыкально- драматического театра им. К. Кисимова (г. Велико-Тырново). Также эта лирико-героическая оперетта была показана во многих городах Болгарии и, конечно, на сыктывкарской сцене. За воплощение этого произведения интернациональная постановочная группа спектакля и сам спектакль были удостоены Большой золотой медали Народной Республики Болгария. В 1980 г. Ия Петровна вновь становится художественным руководителем Коми Республиканской филармонии. За время работы в филармонии она сумела укрепить творческий состав филармонии, стать инициатором создания новых коллективов и концертных программ.

И. Бобраковой были подвластны все концертные жанры: от правительственных программ, посвященных важным историко-политическим событиям (среди которых юбилей Великого Октября, Дни рождения В. И. Ленина, дни открытия и закрытия Дней культуры и искусств Коми АССР в Карелии, Дни культуры и искусства Болгарии в Коми АССР, Юбилейный концерт к 200-летию Сыктывкара, Дни литературы и искусства Коми АССР в Москве, Дни Республики Коми в Кировской области и др.), до программ, пропагандирующих классические произведения русских и зарубежных композиторов (циклы концертов М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Даргомыжского, П. Чайковского; литературные вечера русских поэтов золотого и серебряного века). Являясь в свое время первой исполнительницей песен и романсов коми композиторов (Александра Осипова, Прометея Чисталёва, Якова Перепелицы), она активно включала в концертные программы и их произведения. Также Ия Петровна поддерживала народные художественные коллективы: оказывала практическую консультационную помощь и, будучи художественным руководителем филармонии, проводила творческие отчеты Ухтинского, Печорского и Усть-Вымского районов. Ее идеи легли в основу учрежденного в 1984 году (продлился до 2000 года) фестиваля «Печорские зори», который позволял, с одной стороны, знакомить любителей с мастерством профессиональных коллективов филармонии, а с другой – давал возможность народным коллективам представить свои номера и программы на большой сцене в совместных концертах.

Ее окончательное возвращение в Коми республиканский музыкальный театр произошло спустя десять лет. А в 1995 году Ия Бобракова стала художественным руководителем театра, полностью определяя его творческое направление и репертуар. Но при этом она не оставила главную свою страсть - режиссуру. Примечательно, что первой ее работой после возвращения стала знаковая для театра опера П. Чайковского «Евгений Онегин» (1991). За ней последовали другие ее постановки: «Дон Жуан в Севилье» (М. Самойлов, 1991), «Примадонна театра» (Жюстина Фавар) (Ж. Оффенбах, 1992), «Пиковая дама» (П. Чайковский, 1993), «Иоланта» (П. Чайковский, 1993), «Риголетто» (Дж. Верди, 1994), «Севильский цирюльник» (Дж. Россини, 1994), «Царская невеста» (Н. Римский-Корсаков, 1995), «Отелло» (Дж. Верди, 1996), «Русалка» (А. Даргомыжский, 1997), «Кармен» (Ж. Бизе, 1998), «Алеко» (С. Рахманинов, 1999), «Тоска» (Дж. Пуччини, 1999), «Свадьба Фигаро» (В.А. Моцарт, 2001), «Марица» (И. Кальман, 2007). Последней ее работой в качестве режиссера-постановщика стала национальная коми опера «Куратов» на музыку Сергея Носкова (2009), ставшая лауреатом премии Правительства Республики Коми и лауреатом театрального конкурса им. Степана Ермолина. В 2011 году Ия Петровна была вынуждена по состоянию здоровья покинуть театр и уйти на заслуженный отдых. Спустя чуть более года, 31 марта 2012 года ее не стало.

Отдельного внимания в ее творческой судьбе заслуживает фестиваль «Сыктывкарса тулыс». В 1991 году Ия Бобракова стала одним из идейных вдохновителей и организаторов фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» (Сыктывкарская весна), который сначала имел статус всероссийского, а спустя два года стал международным. Традиционно фестиваль в своей афише представляет названия классического оперного и балетного, а в последнее время и симфонического репертуара, состоящего из известных названий. Также фестиваль является площадкой для выступления оперных солистов и артистов балета из стран ближнего и дальнего зарубежья и ведущих российских театров. За время своего существования фестиваль стал брендом Республики Коми на пространстве классического искусства музыкальных театров. В 1997 году за создание и проведение фестивалей оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» (Сыктывкарская весна) в период 1991-1997 гг. Ия Петровна стала лауреатом Государственной премии Республики Коми. Отдавая дань и отмечая ее вклад в его развитие, в 2013 году было принято решение присвоить фестивалю имя Ии Бобраковой.

Еще один фестиваль, который проходит в театре в период зимних новогодних праздников, не смог бы состояться без участия Ии Петровны. Это Новогодний лайт-фестиваль. Его предшественником были «Рождественские встречи», периодически проходившие в театре с 1997 по 2007 гг., также являются детищем талантливого режиссера. 

Награды и звания:

В 1971 году удостоена почетного звания «Заслуженный деятель литературы и искусства Коми АССР».
В 1982 году удостоена почетного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
В 1993 году награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945».
В 1994 году удостоена почетного звания «Народная артистка Российской Федерации».
В 1997 году стала лауреатом Государственной премии Республики Коми.
В 1995 году награждена юбилейной медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945».
В 1998 году стала лауреатом Государственной премии Республики Коми им. И. А. Куратова.
В 2001 году стала действительным членом Петровской Академии наук и искусств.
В 2011 году стала лауреатом премии Правительства Республики Коми.

Евгения Цветкова


Ия Бобракова

Возврат к списку