23.03.2017

Поцелуй для "Спящей красавицы"

31 марта на сцене Государственного театра оперы и балета Республики Коми будет показана одна из трех балетных жемчужин Петра Чайковского – «Спящая красавица». Свою редакцию балета Мариуса Петипа представит главный балетмейстер театра Наталья Терентьева.

- Благодаря чарующей музыке Чайковского и выразительной хореографии М. И. Петипа сказочный сюжет о добре и зле превратился в действо, с первых минут захватывающее внимание зрителя, в роскошную балетную феерию с пышными декорациями и богатыми костюмами. В «Спящей красавице» Петипа как будто собрал все, что узнал и понял о законах композиции классического «большого балета» за свою долгую карь­еру балетмейстера, - говорит балетмейстер-постановщик Н. Терентьева, рассказывая о воплощении спектакля.

И действительно, как утверждают историки балета, Петипа с особой тщательностью продумал программу этого спектакля: «в объемистой рукописи балетмейстер точно зафиксировал сюжет, характер, ритм и даже длительность каждого номера балета, им был разработан также и подробный постано­вочный план, который включал в себя большое количество записей и рисунков, определяющих мизансцены, характер танцев, отдельные моменты действия и даже разнообразные исторические сведения, необходимые для верного изображения эпохи».

Что же до самой музыки Петра Чайковского, то в этом произведении композитор предстает исключительно в светлых тонах вальсового мотива. В партитуре главное место занимает любовная напевная мелодия, жизнерадостная и лирически изящная танцевальность. В центре балета шаловливый и полный полудетской грацией образ принцессы Авроры, пылко влюбленных принцев и доброй, несущей благость и счастье феи Сирени, полный восторженных любовных признаний принц Дезире. К тому же в этом балете Чайковский выступает как первоклассный мастер характерного танца: в первую очередь, создавая образ феи Карабос – обобщенного образа зла, сарказма и издевки. Он находит тонкие штрихи для портретных танцев фей драгоценностей: звенящее серебро, радужные вспышки бриллиантов и сверкающие грани сапфира. Но одной из вершин балетной музыки Чайковского является серия сказочных портретов в финальном дивертисменте «Спящей красавицы»: знаменитый «кошачий дуэт» (Кот в сапогах и Белая кошечка), танец Красной шапочки и Волка, героев Мальчика с пальчика, Золушки, Голубой птицы и др.

Впервые постановку балета «Спящая красавица» на сыктывкарской сцене осуществил в 1995 году Иван Паршагин. Как говорил сам балетмейстер, замысел его работы заключался в завершении создания триптиха балетов Петра Чайковского. Дополнить уже находившиеся в репертуаре театра «Лебединое озеро» и «Щелкунчика» лучшим его балетным произведением – «Спящей красавицей». В то время постановку активно поддержало Министерство культуры Республики Коми и министр Алексей Безносиков. В 2009 году в рамках XIX Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» (Сыктывкарская весна) состоялась премьера редакции Любови Сизовой. Этот вариант спектакля в 2012 году был представлен в Великобритании в рамках гастролей балетной труппы. Но в силу объективных обстоятельств эти варианты произведения Чайковского и Петипа были лишены некоторых интересных и важных моментов. Сегодня появилась возможность открыть некоторые купюры и развернуть действие, приблизив его к первоисточнику XIX века.

Например, в новой постановке будет полностью открыт пролог, в котором и рассказывается идея всех произведений Чайковского – противостояние сил добра и зла – противостояние нежной феи Сирени и мрачной Карабос. Также в спектакле появятся нереиды, которых, по словам балетного критика, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Натальи Садовской, очень не хватало в первой сыктывкарской редакции. Нежные, обольстительные, неуловимые и чуть кокетливые морские божества – нереиды, принимая подчеркнуто изысканные барочные позы, танцуют счастье и любовь, предвосхищают встречу принцессы Авроры и принца Дезире. Кстати, главные партии в спектакле исполнят народная артистка Республики Коми Наталья Супрун и лауреат премии Правительства Республики Коми Роман Миронов. Персонажей, представляющих в спектакле противоположные силы добра и зла, представят лауреаты премии Правительства Республики Коми Татьяна Бикмухаметова (фея Сирени) и Василий Немчинов (Карабос).


Возврат к списку