Новая версия "Кармен" Ж. Бизе

Новая версия "Кармен" Ж. Бизе

Среди 12 опер французского композитора Жоржа Бизе самой известной, безусловно, является история жгучей цыганки Кармен. Судьба оперы не была простой, и этот спектакль не сразу снискал благосклонность публики и критики.  «Кармен» - особый тип оперы, поскольку в ней не идет речь об исторических событиях, нет пафоса и торжественности. Она полна жизни и дает возможность ее ощутить во всей полноте. В опере был нарушен  один из основополагающих на момент создания принципов построения сюжета в оперном театре. «Кармен» - прекрасный образец европейского фольклора. Она рассказывает о жизни цыган – социальных изгоев, которые веками подвергались преследованиям, создавших фламенко и так часто смеявшихся в лицо обществу. 

Премьера оперы, написанной по мотивам одноименной новеллы Проспера Мериме, прошла 3 марта 1875 года в парижском театре Опера-Комики окончилась полным и оглушительным провалом. Когда директора театра Камиля Дю Локля спрашивали стоит ли посетить премьеру, то он отвечал, что не стоит, поскольку опера получится безнравственная. Вероятно, такое отношение к премьерному произведению сыграло немалую роль в подготовке публики, которая на самом спектакле реагировала вяло, а особо отметила только лишь куплеты тореадора. Провал парижской премьеры также возможно был обусловлен еще и тем, что ожидания публики, настроившейся на красивое легкое зрелище, были обмануты: перед нею предстала, в сущности, первая в истории реалистическая музыкальная драма. Композитор тяжело переживал провал первого спектакля: опера, позже признанная шедевром, отняла у него много сил. Спустя 3 месяца после премьеры он скончался от паралича сердца. На пороге смерти он говорил: «Хозе убил Кармен, а Кармен убила меня!». 

«Скромные матери, почтенные отцы семейства! С верой в традицию вы привели ваших дочерей и жен, чтобы доставить им приличное, достойное вечернее развлечение. Что испытали вы при виде этой проститутки, которая из объятия погонщика мулов переходит к драгуну, от драгуна к тореадору, пока кинжал покинутого любовника не прекращает ее позорной жизни». Вот такие критические высказывания можно было услышать после премьеры оперы. Но человек устроен очень любопытным созданием и, можно сказать, благодаря такой широкой скандальной реакции, в премьерный для оперы сезон прошло более 50 спектаклей, зрителям полюбились простые и легко запоминающиеся мелодии произведения без единого недостатка с музыкальной точки зрения. Пропав с парижской оперы на долгих 8 лет, опера «Кармен» триумфально завоевывала другие европейские города, Россию и Америку. И в 1883 году вернулась во Францию в редакции близкого друга Ж. Бизе Эрнеста Гиро, который заменил разговорные диалоги на речитативы, пропивавшиеся под музыку). 

В основе сюжета оперы, как уже упоминалось, лежит новелла Проспера Мериме « Кармен», а именно 3 глава, в которой речь идет о любви. Либреттисты Анри Мельяк и Людовико Алеви ( в русской транскрипции – Галеви) основательно переработали образы Кармен и Хозе, романтизировав обоих. Главная героиня – цыганка с именем святой (Святой Марии дель Кармен (покровительницы садов) – бунтарка, которая борется за свою свободу и погибает в этой борьбе. Кармен изменяет судьбы всех, кто оказывается с ней рядом. Она привлекает внимание мужчин, наслаждается жизнью и сама распоряжается собой и своей судьбой. По сюжету она работает на сигаретной фабрике, из-за драки попадет в полицейский участок и встречает там сержанта Хозе. Она смогла влюбить его в себя и убедить отпустить ее. Ради прекрасной цыганки он отказывается от всего: должности, уважения и юношеской любви, и уходит вместе с Кармен с контрабандистами. С течением времени он надоедает Кармен, поскольку постоянными упреками лишает того, что ей дорого больше всего на свете – свободы. И здесь своенравная сердцеедка обращает внимание на такого же, как она смелого тореадора Эскамильо и объявляет Хозе, что между ними все кончено. Тогда доведенный до крайнего исступления унижениями Кармен Хозе убивает любимую. 

Впервые на сцене Государственного театра оперы и балета Республик Коми оперу Ж. Бизе «Кармен» в далеком 1965 году поставила народная артистка РФ Ия Бобракова. Тогда главные партии исполнили  заслуженная артистка Коми АССР Екатерина Орлова и заслуженный артист Республики Коми Марат Козлов. Спустя три года спектакль был восстановлен заслуженным артистом Коми АССР Эдуардом Шмерковичем. Третья редакция оперы была поставлена в 1998 также под руководством Ии Бобраковой. Эту постановку в 2014 году театр представлял на гастролях в Великобритании. Режиссером новой версии оперы «Кармен» станет заслуженный деятель искусств РФ, главный режиссер Илья Можайский. Премьера состоится в декабре 2016 года.  


Возврат к списку