Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Государственный Театр Оперы и Балета Республики Коми
Балеты Оперы Оперетты Мюзиклы Детские сказки
Жанр: балет-водевиль в 2-х действиях

Барышня-крестьянка

Постановка реализована при поддержке Гранта Главы Республики Коми в области театрального искусства и концертной деятельности

Спектакль-лауреат VII Республиканского театрального конкурса им. Степана Ермолина в номинации "Лучший спектакль по пьесе
(либретто) автора Республики Коми" (2015 год)

Авторы и постановочная группа

Музыка Михаила Герцмана
Либретто Павла Шешукова в редакции Марии Большаковой по одноименной повести Александра Пушкина
Хореография Марии Большаковой

Балетмейстер-постановщик - Мария Большакова (Санкт-Петербург)
Музыкальный руководитель - Азат Максутов
Художник-постановщик - Алла Фролова (Санкт-Петербург)
Художник по свету - Нелли Сватова

Краткое содержание

Первое действие
Пролог 

Раннее утро. Граница усадеб Берестовых и Муромских. Вышедший из дома Муромских управляющий решает немного расширить территорию имения своего хозяина и отодвигает пограничный столб. Управляющий Берестова замечает эту попытку и бросается отстаивать интересы своего барина. Начинается перепалка, на помощь управляющему спешат слуги. Каждая сторона стремится завладеть пограничным столбом и отодвинуть его подальше, увеличив земли своих хозяев. На шум выбегают и Берестов, и Муромский. Между слугами и помещиками вспыхивает ссора, в результате которой соседи становятся врагами. 

После длительного отсутствия домой возвращается Алексей Берестов. Все напоминает ему о прошлом, он рад встрече с родными с детства местами. Приезд Алексея не остается незамеченным: служанка Муромских Настя видит вернувшегося молодого барина и сообщает об этом Лизе. Та, не имея возможности познакомиться с Алексеем из-за ссоры родителей, из любопытства посылает Настю в имение Берестовых посмотреть, как он выглядит. 

Картина первая 

Усадьба Берестовых. Бал по случаю возвращения Алексея. Гости Берестовых - соседские помещики, обсуждающие с хозяином деревенскую жизнь. Они говорят о давнем враге Ивана Петровича – Муромском. Уездные барышни стараются привлечь внимание скучающего Алексея – выгодного и красивого «столичного» жениха. Алексей танцует с явным равнодушием и при первой возможности сбегает от поклонниц, приглашая гостей пройти в сад. 

В опустевший зал осторожно входит Настя, до этого подсматривающая в окно. Бойкая девушка вместе со слугами Берестовых подхватывает танец, пародируя господский бал и манеры барышень. За этим с интересом наблюдает Алексей, которому скучно с гостями. Настя своим танцем насмешила его. При виде молодого хозяина прислуга испуганно отходит, не теряется одна Настя и смело отвечает на вызов Алексея. Между ними завязывается шутливый диалог, подхваченный прислугой. Алексей явно благоволит хорошенькой крестьянке. В этот момент в зал возвращаются гости, молодой барин и прислуга убегают. Чтобы скрыться от назойливых поклонниц, Алексей отправляется на охоту. Настя, видя это, спешит сообщить хозяйке.

Картина вторая 

Имение Муромских. У окна одиноко тоскует Лиза, переживая о так и не пришедшей к ней любви. Девушка с нетерпением ждет возвращения Насти с рассказом о молодом помещике. Появляется мисс Жаксон, начинается урок эстетики и хороших манер. Муромский ревностно следи за успехами дочери. Мисс Жаксон благородными манерами и светским поведением поражает его воображение. Сердце Муромского покорено гувернанткой, ее умениями, смелостью, красотой. Муромский приглашает мисс Жаксон, и они кружатся в танце. 

Неожиданно появляется Настя, как ураган, снося все на своем пути. Девушка, переполненная впечатлениями от бала в имении Берестовых, торопится рассказать Лизе о молодом барине. Лиза заинтересована рассказом Насти о красавце-барине. Она сожалеет, что из-за вражды их родителей не может сама познакомиться с Алексеем. Неожиданно девушкам приходит идея с переодеванием Лизы в крестьянку. Они принимают решение: завтра в крестьянском платье Лиза отправится на встречу с Алексеем.

Картина третья 

Утро. Лиза, переодетая крестьянкой, идет на свидание. Ожидая встречи с Алексеем, девушка мечтает о романтическом герое, покорившем сердце ее служанки. Появляется Алексей. Юная крестьянка с первого взгляда пленяет его. Между ними завязывается диалог, который перерастает во взаимные чувства и симпатии. Они договариваются о дальнейших свиданиях на просторах русской природы. Встреча влюбленных прерывается приходом девушек, собравшихся по ягоды. Влюбленная и восторженная Лиза торопливо уходит домой, дав слово, что придет завтра. Молодой барин пытается бежать за ней, но попадает в шутливый хоровод крестьянских девушек. Алексей уходит с надеждой на новую встречу. Ему кажется, что он наконец-то встретил свою судьбу. 

Второе действие
Пролог 

Ранняя осень. Лесная опушка. На знакомой поляне Алексей с нетерпением ждет возлюбленную: он взволнован ее отсутствием и вместе с тем счастлив – к нему пришло настоящее чувство. Появляется Лиза. Их дуэт перерастает в объяснение во взаимной любви. 

Картина четвертая 

Существующие границы имений по-прежнему не дают покоя Берестову и Муромскому. Ссора из-за территории перерастает в борьбу, в которую втягиваются и управляющие, и слуги. Вот-вот сражение может привести к трагедии. Только полученные травмы заставляют помещиков одуматься. В качестве жеста примирения Муромский приглашает Берестова в свою усадьбу. Иван Петрович принимает предложение бывшего врага и обещает в ближайшее время посетить его с сыном. Муромский задумывает в знак примирения породниться с Берестовым: соединить судьбы детей и имения, снести пограничный столб. 

Картина пятая 

Гостиная Муромского. Григорий Иванович разговаривает с дочерью и объявляет ей о примирении и о скорой свадьбе с Алексеем. Лиза в панике, она очень дорожит отношениями с Алексеем и не хочет, чтобы обман раскрылся. Вместе с Настей они пытаются придумать, как выйти из положения. Она хочет отказаться от встречи с Берестовыми, но отец и слышать ничего не хочет, он отправляет Лизу переодеваться. 

Приходят Берестовы. Недавние враги, а теперь большие друзья – Иван Петрович и Григорий Иванович выпивают по рюмочке. Довольные друг другом, они находят немало общих тем. Муромский изо всех сил старается развлечь своего гостя, предлагая все новые забавы в своем вкусе. Выступает шотландец с волынкой, и слуги Муромского во главе с Настей исполняют русский танец. Даже мисс Жаксон, утратив свою привычную сдержанность, пускается в пляс. Алексей откровенно недоволен такими событиями и принимает холодный и официальный тон. В гостиной появляется странно накрашенная и нарумяненная Лиза. Поведение ее необычно: девушка кривляется и дурачится, исполняя для гостей пародийный танец. Отец поражен выходкой дочери. Алексей в ужасе. Попытки Муромского загладить непристойное поведение Лизы обречены на неудачу. Алексей убегает, за ним удаляется разочарованный отец. За ними бежит Муромский, пытаясь вернуть разочарованных гостей, с ним мисс Жаксон и Настя, догоняющая Алексея в надежде вернуть молодого барина.

Лиза остается одна. Она понимает, что сама все испортила. Теперь у нее не будет возможности для встреч с возлюбленным. Силы покидают девушку, а отчаяние овладевает ею. Лиза горько плачет, понимая, что потеряла любимого навсегда. Вся эта, на первый взгляд, безобидная шутка с переодеванием обернулась для нее настоящей трагедией. 

Неожиданно возвращается Настя, за ней идет Алексей. Молодой человек хочет видеть любимую и готов простить ее. Лизе стыдно за свой поступок, она просит прощения у Алексея. Между возлюбленными происходит объяснение, которое заканчивается счастливым примирением. Алексей и Лиза просят благословения у возвращающихся родителей. Растроганные старики благословляют детей. В доме Муромских большая радость. Танцует прислуга, рада и успокоившаяся мисс Жаксон. Больше всех счастливы невеста и жених – Лиза и Алексей.

Мировая премьера состоялась 23 сентября 2014 года, Государственный театр оперы и балета Республики Коми, в рамках Фестиваля балетного искусства финно-угорских государств и регионов России "Зарни джыджъяс" (Золотые ласточки)

Продолжительность: 1 час 50 минут
Спектакль идет с одним антрактом
Возрастные рекомендации: 6+

Возврат к списку