Дон Кихот возвращается спустя 10 лет

Дон Кихот возвращается спустя 10 лет

Самый балетный балет на музыку Людвига Минкуса «Дон Кихот» - одно из популярных произведений в репертуаре театров мира: прекрасная музыка, подчиненная танцу, легкий комический сюжет и красочные виртуозные танцы делают его привлекательным для зрителей любых возрастов и уровня подготовленности. Кроме того, темпераментность и зажигательность хореографии как никогда точно отображают представления о настоящей Испании. 


Роман Мигеля де Сервантеса, вышедший впервые в 1605 году, был под пристальным вниманием хореографов долгое время. С 1704 года было создано около 7 балетных вариантов истории о приключениях «Рыцаря печального образа». Но подлинно популярным стал балет, созданный композитором Людвигом Минкусом (в то время – профессором Московской консерватории по классу скрипки). В 1869 году хореограф Мариус Петипа становится главным балетмейстером Мариинского театра и заказывает композитору балет по созданному им самим сценарию. Премьера первой редакции спектакля состоялась 14 декабря 1869 года на сцене Большого театра в Москве. Выпуск спектакля предназначался для бенефиса балерины Анны Собещанской. 9 ноября 1871 году в Мариинском театре состоялась премьера второй редакции балета, созданная также Мариусом Петипа и известная по сей день. В 1900 свою редакцию балета представил Александр Горский. Насколько балетмейстер использовал хореографию Мастера Петипа точно не установлено. Сам же М. Петипа в своих мемуарах с горечью вспоминал, что А. Горский выдал его спектакль за свой. Некоторые исследователи считают, что в сохранившемся варианте балета Горского – 70 процентов принадлежит Мариусу Петипа. Однако А. Горский безусловно добавил испанского колорита через включение испанских танцев, в том числе знаменитого фанданго. Этот балет считается лучшей работой Александра Горского. 


На западную сцену этот балет впервые попал в 1924 году благодаря антрепризе Анны Павловой в сокращенном варианте редакции все того же А. Горского. Полная версия балета впервые была представлена в начале 1940-х гг. Русским балетом Монте-Карло. Во второй половине XX века свои версии балета создали Рудольф Нуреев и Михаил Барышников, чья версия до сих пор идет на сцене Парижской Национальной оперы. 


На самом деле балет «Дон Кихот» не является инсценировкой романа М. де Сервантеса. Это самостоятельное хореографическое произведение по его мотивам. При подготовке сценария М. Петипа использовал те главы, которые были посвящены свадьбе Китерии и Камачо, которые в балете преобразились в Китри и Базиля, и основная линия сюжета вращается вокруг любви дочери трактирщика и цирюльника. Главные же герои романа – Дон Кихот и Санчо Панса стали персонажами второго плана. 


Трактирщик Лоренцо хочет выдать свою дочь Китри замуж за богатого, непривлекательного дворянина Гамаша. Сама же Китри влюблена в цирюльника Базиля. Дон Кихот, начитавшись рыцарских романов, отправляется в поход, встречая Китри, в своем воображении представляет ее прекрасной дамой Дульсинеей, и клянется ее оберегать.
Во время праздничного гуляния в кабачке Базиль разыгрывает сцену самоубийства, которая стала одной из самых любимых среди зрителей. Китри умоляет отца благословить их любовь. Лоренцо колеблется,  но Дон Кихот приказывает выполнить просьбу. И тогда Лоренцо нехотя все-таки благословляет Китри и Базиля. Хитроумный цирюльник быстро вскакивает цел и невредим – его самоубийство всего лишь шутка. Друзья выталкивают Гамаша из кабачка, и начинаются всеобщее веселье и танцы. 


На сцене Государственного театра оперы и балета Республики Коми этот балет ставился дважды: в 1971 и 1996 годах. Последняя постановка была осуществлена главным балетмейстером театра Иваном Паршагиным и стала его последней работой. 


Премьера новой постановки балета «Дон Кихот» состоится в рамках фестиваля «Зарни джыджъяс» (Золотые ласточки) в октябре 2016 года. Спектакль станет второй работой балетмейстера Натальи Терентьевой с балетной труппой театра. Напомним, что ранее в этом году она осуществила постановку вечера одноактных балетов «Жизнь как день..» (оригинальная хореография Н. Терентьевой) и «Вальпургиева ночь» (хореография Леонида Лавровского) в рамках XXVI Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» (Сыктывкарская весна). 


Возврат к списку