Жанр: концерт в 2-х отделениях
26
Января
начало в 18:00
Пятница

КОНЦЕРТ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Исполнители

Солист – художественный руководитель Вятской филармонии, известный пианист Андрей Сандалов (фортепиано). 

Симфонический оркестр Театра оперы и балета Республики Коми

Дирижер – Азат Максутов

Хор Театра оперы и балета Республики Коми. Хормейстер – Наталья Масанова 

Хор Колледжа искусств Республики Коми. Хормейстер – Ольга Рочева

Авторы и постановочная группа

Музыка Сергея Прокофьева и Петра Чайковского

Автор проект – Азат Максутов

Краткое содержание

Кантата «Александр Невский», op. 78 — кантата Сергея Прокофьева для меццо-сопрано, хора и оркестра. В основе музыкального текста — музыка Прокофьева к фильму С. М. Эйзенштейна «Александр Невский». Вокальные партии написаны на стихи автора и В. А. Луговского в 1939 году.

Кантата состоит из семи частей:

  1. «Русь под монгольским игом» (оркестр).

  2. «Песня об Александре Невском» (хор и оркестр).

  3. «Крестоносцы во Пскове» (хор и оркестр).

  4. «Вставайте, люди русские» (хор и оркестр).

  5. «Ледовое побоище» (оркестр, хор).

  6. «Мёртвое поле» (меццо-сопрано, оркестр).

  7. «Въезд Александра во Псков» (хор и оркестр).


Кантата «Александр Невский» имеет тесную взаимосвязь с традициями русской классики. Это и общая направленность всего сюжета, национальные темы, применение средств звукописи, рисующих пейзажи. Образам природы уделена особая роль, ведь они обозначены буквально во всех сценах - это и унылая картина разоренной страны, морозное утро перед боем, мрачные очертания в «Мертвом поле». Большую работу автор проделал над партитурой, она отличается особой изобретательностью и яркой оркестровой палитрой. Композитор смело использует новые приемы, привлекает дополнительные тембры. Детально проработана хоровая партия, в которой можно отметить удивительное разнообразие тембровых градаций. Отдельно стоит отметить чувство современности, которое присуще кантате «Александр Невский». Все образы XIII века, показанные в произведении, Прокофьев воспроизвел сквозь призму событий конца тридцатых годов. «Прошлое в будущем» – именно такими словами можно охарактеризовать то, что показано в кантате, ведь композитор очень чутко предрек в ней победу своего народа над фашистскими захватчиками. Он показал отвагу русского народа в жестокой и справедливой борьбе с иноземными врагами, сеющими ужас и страдание на родной земле. Это настоящая победа человечности над жестокостью.

Концерт №1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор, соч. 23 был написан П. И. Чайковским в 1874―1875 годах.

Всё музыкальное произведение построено в трех частях:

  • Allegro non troppo e molto maestoso ― Allegro con spirito.

  • Andantino semplice ― Prestissimo.

  • Allegro con fuoco.

Это один из самых известных фортепианных концертов в мировой музыкальной литературе.

Как в каждом выдающемся и особенно полюбившемся публике сочинении, в Первом концерте есть свои «крылатые фразы», «афоризмы». Для наших слушателей главной крылатой фразой стало торжественно-ликующее вступление к Концерту. Оно прочно ассоциируется с грандиозным Международным конкурсом имени Чайковского. 

Первый концерт Чайковского (это первый русский фортепианный концерт) оказался настолько важным, что современная критика отмечает: «Первый концерт П. Чайковского — целая эпоха в русской фортепианной музыке. По своему значению он превышает все, написанное до него. Он послужил краеугольным камнем в развитии последующего русского фортепианного творчества»


Пианист Андрей Гаврилов: 

Это музыкальное сочинение, как бы сотканное из мелодических модуляций человеческой души, эта поющая, симфоническая философия жизни, этот сладкий русский симфонический экзистенциализм принадлежит едва ли не к десятку лучших созданий человеческого гения.



Возрастные рекомендации: 6+

Возврат к списку