Фестиваль балетного искусства
финно-угорских стран и регионов России
ЗАРНИ ДЖЫДЖЪЯС / Золотые ласточки /

20 августа 1997 года грандиозным четырехчасовым концертом (в 3-х отделениях) на сцене Государственного театра оперы и балета Республики Коми открылся Фестиваль балетного искусства финно-угорских государств и регионов России «Зарни джыджъяс» (Золотые ласточки), создание которого было приурочено к празднованию Дня Республики. Инициатором и идейным вдохновителем фестиваля стал главный балетмейстер театра Иван Паршагин, его памяти и был посвящен первый фестиваль. Всестороннюю поддержку смотру финно-угорских хореографических достижений и его организаторам оказал Глава республики Юрий Алексеевич Спиридонов. Художественным руководителем первых трех фестивалей была театральный деятель, балетный критик, заслуженный деятель искусств России Наталья Михайловна Садовская (Москва). В своем приветственном слове она отметила: «На фестиваль в Сыктывкар слетелись не только «Золотые ласточки», но и маститые «орлы», завоевавшие уже мировую известность… Блистательный состав, да еще во время отпусков… в Москве не часто увидишь!»

Среди гостей, приехавших на первый фестиваль, были артисты из Национальной оперы Эстонии и Латвии, Музыкального театра Карелии, Марий-Эл, Татарстана и др., представившие классическую, современную и национальную хореографию. Солисты Большого театра России Нина Сперанская и Константин Иванов впервые на сцене театра исполнили редкий фрагмент – большое классическое Pas de deux из балета Ц. Пуни «Эсмеральда», народная артистка России и Татарстана Ирина Хакимова представила миниатюру «Калифорнийский мак» Анны Павловой, который специально по фото- и кинодокументам 20-х гг. был восстановлен профессором Петербургской академии музыки и танца Никитой Долгушиным. Народная артистка Татарстана Елена Щеглова и заслуженный артист Казахстана Бахиджан Смагулов исполнили фрагмент из балета А. Адана «Корсар», гости из Венгрии станцевали миниатюры «Вариация смерти» (Эстер Казински, музыка Карла Орфа) и «Куклы» (Эстер Казински и Роланд Чонка), «Неоконченную историю» представляли публике артисты Имперского Русского Балета Ольга Павлова и Гидеминас Таранда. Ирина Хакимова и Михаил Черкашин (Санкт-Петербург) представили свою интерпретацию сцены «Ромео и Джульетты. Эпитафия», а также дуэт из «Спартака» в хореографии Леонида Якобсона. С оригинальной программой выступили танцовщицы из Швеции. Ингела Карлсон показала хореографическую монодраму «Жанна Д’Арк» собственного сочинения, а Кристина Борджкронс представила индийские народные танцы. Гвоздем программы гала-концертов стали работы главного балетмейстера театра Олега Игнатьева – фрагмент балета «Петрушка» (Петрушка – Вячеслав Федоров, Балерина – Наталья Волохович, Арап – Вадим Харитонов, Сказочник – Евгений Папшев (все – Карелия), «Болеро» (солист – Максим Фомин) и «Пассакалия». Страстной и мстительной Кармен на заключительном гала-концерте предстала Кайе Кырб (Венгрия) в «Кармен-сюите» Ж. Бизе - Р. Щедрина. Днем ранее Кайе и ее партнер из Латвии Веструрс Янсонс блистали в главных партиях в «Дон Кихоте» Л. Минкуса (Повелительница дриад – Нина Сперанская, Мерседес – Елена Шерстенева, Эспада – Андрей Меркурьев). Также в фестивале принимали участие Эльвира Большова и Игорь Кузнецов (Республика Марий Эл). В течение трех дней фестиваля Веструрс Янсонс проводил мастер-классы для артистов балетной труппы театра.

Следующим фестивальным годом стал 1998, и на этом фестивале было принято решение проводить «Золотых ласточек» один раз в два года. На этот раз фестивальная программа длилась уже четыре дня и включала, помимо двух традиционных гала-концертов, балет П. Чайковского «Лебединое озеро», главные партии в котором исполнили солисты Большого театра России Анна Антоничева (Одетта-Одиллия) и Владимир Непорожний (Принц Зигфрид), а также солист нашего театра Роман Ваулин (Ротбарт), и вечер одноактных балетов в постановке Олега Игнатьева. Первое отделение было представлено премьерой работы «Жар-Птица» на музыку И. Стравинского, второе отделение состояло из мини-балетов – «Триптих» (музыка Г. Свиридова), «Северный сказ» (музыка А. Горчакова) и «Вальс-фантазия» (музыка М. Глинки).

Традиционно в гала-концертах принимали участие гости из регионов и стран финно-угорского мира, представившие классические и современные номера. Самыми младшими участниками в тот год оказались ученицы Эстонской балетной школы «Фуэте» шестнадцатилетние Мари Савицки и Анна Скатчкова, исполнившие номер «Мне 16 лет» в оригинальной хореографии Тыну Вейлера (музыка Ж. Ибера). Также зрители концерта увидели воспитанников хореографического отделения Гимназии искусств при Главе Республики Коми, для которых О. Игнатьев поставил номер «Возвышенная токката» на музыку И.-С. Баха. Самым старшим участником оказался профессор Санкт-Петербургской консерватории Никита Долгушин. Мастер, которому было уже 60 лет, исполнил «Монолог» на музыку Густава Малера в собственной хореографии. Представлявшие Мордовию Мария Дворянчикова и Андрей Шалин исполнили дуэт из балета Ц. Пуни «Эсмеральда». А их коллега Татьяна Рыжова представила сразу несколько номеров: вариацию из балета Л. Минкус «Баядерка», «Русская» (музыка П. Чайковского, хореография Касьяна Голейзовского), миниатюра «Лебедь» на музыку К. Сен-Санса (хореография Михаила Фокина) и вариацию Раймонды из одноименного балета А. Глазунова, которая была передана ей от первой исполнительницы, солистки Большого театра России Галины Петровой. Гости из Венгрии Юлиана Юрачек и Чаба Шолти на прошедшем фестивале, бесспорно, стали любимцами публики. Они представили «Деревянного принца» - номер на музыку Б. Бартока (хореография Ласло Шереги) и «Бахти» - танец на индийскую народную музыку в хореографии Мориса Бежара. Также участниками фестиваля стали артисты из Марийского театра оперы и балета Элина Большова, Владимир Шабалин и Игорь Кузнецов.

Гости из Мариинского театра Наталья Ториашвили и Юрий Андреев исполнили номер «Гавот», который хореограф Иван Хлюстин поставил специально для Анны Павловой, а также дуэт на музыку Н. Паганини (хореография Христины Вичек). Мэтры балетной сцены из Большого театра России, легендарные Наталья Ледовская и Владимир Кириллов открылись на фестивале с неожиданной стороны и вызвали восторг: вместо Pas de deux из классических балетов они исполнили номер современной хореографии на музыку Джеймса Хорнера, которая звучал в кинофильме «Титаник» (реж. Д. Кэмерон). Дополнила гостей балерина из Кореи Бэ Джу Юнь, проходящая стажировку в Большом театре, исполнив хореографическую миниатюру на музыку Ж.-Б. Люлли в хореографии В. Вайнонена и Pas de deux из балета Ц. Пуни «Карнавал в Венеции», в которой ее партнером выступил Константин Иванов.

В 2000 году фестиваль принял 18 гостей, а его программа состояла из двух традиционных гала-концертов и двух классических балетов. Главные партии в балете «Жизель» А. Адана исполняли лауреат международных конкурсов, прима-балерина Эстонской национальной оперы Марина Чиркова и Виктор Баранов – солист Мариинского театра, в партии Мирты выступила солистка Мариинского театра Александра Иосифиди. Следующим вечером в балете Л. Минкуса «Дон Кихот» главные партии исполняли солисты Санкт-Петербургского театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского (ныне – Михайловский театр) Оксана Кучерук и Роман Михалев. В роли Санчо Пансы выступил солист Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева Владимир Шабалин.

Как и в прошлые годы, гости и участники фестиваля представили балетные номера в рамках гала-концертов, открывавших и закрывавших программу. Оксана Кучерук и прозванный критиками «молодым Барышниковым» Роман Михалев исполнили дуэт Кармен и Хозе из балета «Кармен-сюита» (Ж. Бизе - Р. Щедрин), Александра Иосифиди предстала в образе лебедя в одноименной миниатюре на музыку К. Сен-Санса («Карнавал животных»), Наталья Супрун и Роман Ваулин станцевали миниатюру «Дождь» (хор. Павла Шешукова), в адажио из балета «Тщетная предосторожность» (П. Гаво, Л. Герольд, П. Гертель) партнером Н. Супрун стал Виктор Механошин, Ирина Кувардина и Сергей Сватов представили Pas de deux из балета Ц. Пуни "Эсмеральда" и др. Также среди гостей фестиваля были Марина Дворянчикова и Евгений Турдиев (Мордовский музыкальный театр, ныне – Государственный музыкальный театр им. И. Яушева), заслуженная артистка Удмуртии Мария Кузнецова и Максим Мельников (Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики им. П. И. Чайковского), Сергей Упкин и Эве Андре (Эстонская национальная опера), Александр Козлер и Махер Шилорд (Венгерский оперный театр), Татьяна Бирюкова (Марийский государственный театр оперы и балета им. Э. Сапаева), Ирина Кошелева, Елена Шешина, Андрей Меркурьев и Нофиль Ниязов (Санкт-Петербургский театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского, ныне – Михайловский театр) и Анастасия Колегова. В качестве почетного гостя – эксперта была приглашена педагог-репетитор Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, а в прошлом ведущая балерина Мариинского театра - Любовь Кунакова.

По ряду причин с этого времени фестиваль не проводился и был возрожден в 2014 году в рамках Года культуры в России при поддержке гранта Главы Республики Коми в области театрального искусства и концертной деятельности. Программа IV фестиваля стала обширнее. Фестиваль открылся премьерой долгожданного балета М. Герцмана «Барышня-крестьянка», премьера которого была отложена в 2002 году. Автором хореографии и балетмейстером-постановщиком выступила Мария Большакова (Санкт-Петербург), главные партии исполнили Наталья Супрун (Лиза) и Артем Кудряшов (Алексей). Балет «Лебединое озеро» П. Чайковского представили ведущие солисты Литовского Национального театра оперы и балета Анастасия Чумакова (Одетта-Одиллия) и Геннадий Жуковский (Принц Зигфрид), партия Ротбарта – Артем Кудряшов. Ведущую партию в балете «Жизель» А. Адана исполнила прима-балерина Башкирского государственного театра оперы и балета, народная артистка Башкортостана Гульсина Мавлюкасова, пару которой составил Роман Миронов (Граф Альберт). Ведущие солисты Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева Ольга Челпанова и Константин Коротков исполнили главные партии в балете П. Чайковского «Щелкунчик», при этом станцевав полную версию Pas de deux Маши и Принца. В заключительном гала-концерте фестиваля помимо уже указанных гостей приняли участие Елена Миронова, Дарья Ледникова и Илья Перепелкин (Государственный музыкальный театр им. И. Яушева), Микко Лампинен, Рику Лехтополку и Риикка Танкка (Pori Dance Company, Финляндия), Ирина Попова, Елена Овечкина и Роман Петров (Государственный театр оперы и балета Удмуртской Республики), Мария Гладышева и Максим Фомин (Московский областной государственный театр «Русский балет»).

В 2016 году в рамках юбилейного V фестиваля состоялась премьера балета Людвига Минкуса «Дон Кихот». Новый спектакль представил зрителям главный балетмейстер театра Наталья Терентьева. В главных партиях выступили ведущие солисты театра народная артистка РК Наталья Супрун и Татьяна Листова, Роман Миронов и Ринат Бикмухаметов. В фантастическом балете А. Адана «Жизель» главные партии исполнили ведущие солисты Государственного музыкального театра им. И. Яушева Наталия Царева и Илья Перепелкин. За дирижерским пультом в этот вечер публика увидела хорошо знакомого ей заслуженного деятеля искусств Республики Мордовия, художественного руководителя и главного дирижера музыкального театра Сергея Кисса. Заключительным аккордом фестиваля прозвучал один из самых известных балетов мирового репертуара «Лебединое озеро» П. Чайковского в исполнении успешной московской балетной труппы «Классический Русский балет». В главных партиях выступили Наталия Кунгурцева и Дмитрий Смирнов.

Евгения Цветкова